Татьяна Вечеслова

Feb 25, 2010 16:20

25 февраля исполняется сто лет со дня рождения удивительной балерины Татьяны Вечесловой, она была близкой подругой Галины Улановой, блистала на сцене Кировского (Мариинского) театра и с успехом выступала за рубежом.





Татьяна Михайловна Вечеслова родилась 25 февраля 1910 года в Петербурге. В этом городе она прожила всю свою жизнь, отдав большую ее часть балетной сцене, как и ее мать - Евгения Петровна Снеткова, которая была артисткой балета Мариинского театра в 1900-1922 годах и педагогом-хореографом. Дед Татьяны Вечесловой был оркестрантом Мариинского театра, все сестры матери также так или иначе оказались связаны с музыкальным искусством. Видимо, поэтому девочку всегда тянуло в мир театра и музыки. С детства она очень любила петь под аккомпанемент рояля и танцевать. «Я ощущала танец как что-то очаровательное и легкое, чему никогда не надо учиться, над чем не надо трудиться… Мне казалось невозможным не попасть в такт музыки - под нее легче было шагать, веселее жить», - вспоминала балерина.



В 1918 году Татьяна Вечеслова поступила в трудовую школу (бывший Павловский институт), где уже училась ее старшая сестра Евгения. Занимаясь в самодеятельности, девочка обратила на себя внимание своими несомненными способностями, и мать Татьяны решила отдать дочь на обучение в Ленинградское хореографическое училище. «Я поступила в училище совсем не так легко и просто, как ожидала, - вспоминала Татьяна Вечеслова. - Худенькая, бледная, с остриженной под машинку головой, так что нельзя было завязать даже банта, выглядела я довольно непривлекательно. Да и ноги мои не вполне соответствовали требованиям приема».

Вечеслову приняли не без оговорок: ни один из членов приемной комиссии не высказался за прием Вечесловой определенно. И только благодаря заступничеству Марии Федоровны Романовой - матери Галины Улановой, Вечеслову взяли в училище на полугодичное испытание. Вместе с Таней Вечесловой была принята и Галя Уланова, в лице которой Вечеслова обрела подругу на всю жизнь и бесценного творческого партнера.



Т. Вечеслова и Г. Уланова

Несмотря на то, что Татьяна Вечеслова любила театр и росла в атмосфере искусства, в первое время у нее не было осознанного стремления к нему. С первого года обучения преподавателем классического танца у Татьяны Вечесловой стала Мария Федоровна Романова. Вечеслова занималась у Романовой в течение пяти лет, а последующие четыре года обучения ее педагогом была Агриппина Яковлевна Ваганова.

«Я помню длинные темные коридоры училища, которые становились ужасно милыми и таинственными, как только затихал шум и ученики расходились по домам, - вспоминает Татьяна Вечеслова, - тогда школа принадлежала только нам, оставшимся на ночь». В отличие от юной Галины Улановой, Татьяна Вечеслова так сильно не тосковала по дому, не плакала каждое утро. Первые годы обучения классическому танцу были для нее настоящим праздником. Ей нравились занятия, нравилась форма, в которую одевались воспитанницы училища - длинные шерстяные платья василькового цвета, белые пелеринки и черные передники, мягкие черные прюнелевые сапожки и синие платки с кистями, которые покрывали плечи воспитанниц; нравились катания на лошадях. Она любила специфический театральный запах, запах кулис - смесь пудры, клея и духов; ей нравилась сама атмосфера, царившая в училище - атмосфера любви и почитания искусства.

Одним из первых выступлений балерины на сцене стало ее появление в опере «Снегурочка», где Татьяна, в числе других воспитанниц, изображала на сцене птиц. Вечеслова на всю жизнь сохранила воспоминание о своем первом выступлении. «Тогда мы впервые увидели ее - сцену - нашу будущую радость, наше будущее горе… Сколько счастливых часов, чистых и прекрасных, связано с ней, сколько огорчений, слез и разочарований пережито в ее кулисах!» Уже тогда, во время своих первых школьных выступлений, Татьяна Вечеслова поняла, что сцена - это именно то, ради чего стоит жить. Тяжелые жизненные условия в стенах училища - холод и голод - не смущали воспитанниц. Все усилия и устремления были направлены на постижение таинства танца. Остальным общеобразовательным предметам в процессе обучения уделялось мало времени, о чем Татьяна Вечеслова вспоминала впоследствии с большим сожалением.



Т. Вечеслова и К. Сергеев. "Жизель"

Свои выступления на сцене Мариинского театра Татьяна Вечеслова начала 1 августа 1928 года. Руководителем балетной труппы в то время был Федор Васильевич Лопухов, который очень любил молодежь и никогда не боялся выдвигать начинающих артистов. Дебют Вечесловой на сцене был необычным и неожиданным для самой балерины. Всего через восемь дней после открытия сезона Татьяну Вечеслову во втором составе утвердили на роль Тао Хоа в балете «Красный мак». Известие о назначении на роль буквально потрясло юную Вечеслову, несмотря на то, что последние годы обучения их с Галиной Улановой подготавливали к карьере солисток. «Все это не укладывалось в сознании. Я не могла поверить в то, что буду танцевать рядом с настоящими артистами, буду гримироваться в «балеринской» уборной! Сразу, минуя кордебалет!.. Это событие было огромным и неожиданным», - вспоминает Татьяна Вечеслова.

Но ее первой ролью в театре по случайному совпадению обстоятельств стала не роль Тао Хоа, а партия Гюльнары в балете «Корсар». На одной из репетиций балета у Федора Васильевича Лопухова произошел конфликт с исполнительницей партии. Не терпящий возражений хореограф отстранил балерину от участия в спектакле и назначил на роль юную Татьяну Вечеслову. Узнав о том, что через два дня ей придется танцевать практически не освоенную, технически очень сложную сольную партию, Татьяна Вечеслова испугалась. Она просто не могла представить, каким образом ей, при полном отсутствии опыта, удастся успеть освоить партию за такой короткий срок. Агриппина Яковлевна Ваганова, присутствовавшая на той репетиции, постаралась помочь своей ученице и заверила ее, что у нее все получится.

«Этот день я никогда не забуду. Мой первый, такой неожиданный дебют!» - делится своими воспоминаниями балерина. В вечер премьеры Татьяна Вечеслова пришла в театр за два часа до начала спектакля. Впоследствии это правило стало для нее незыблемым - на каждый свой спектакль в течение четверти века сценической деятельности Вечеслова приходила за два часа до его начала.



Г. Уланова - Мария, Т. Вечеслова - Зарема. "Бахчисарайский фонтан"

Уже тогда, во время первых репетиций, сложились представления балерины о том, что балетный труд - серьезное и ответственное дело. Спектакль всегда начинался для нее не в ту минуту, когда она вступала на сцену, а гораздо раньше - еще в артистической уборной. Последние часы перед выходом на сцену она проводила сосредоточенно, не спеша гримируясь и осмысливая все то, что ей предстоит сделать на сцене, входя в роль. «Образ с каждой минутой словно приближался и вырастал во мне», - вспоминала Татьяна Вечеслова.

Дебют Вечесловой прошел успешно, а роль Гюльнары стала одной из постоянных партий ее репертуара. В течение первых сезонов Вечеслова освоила и с успехом исполнила на сцене множество сольных партий, в числе которых была партия Тао Хоа из балета «Красный мак» - одна из самых важных в ее жизни.



Т. Вечеслова - Тао Хоа, А. Макаров - Ма Ли-Чен. "Красный Мак"

Но сокровенной мечтой Татьяны Вечесловой был танец Эсмеральды. Роман Гюго, вдохновивший ее, она перечитывала бесчисленное количество раз, посещала каждый спектакль с участием Спесивцевой и Люком. В 1931 году ее мечта сбылась. Татьяна Вечеслова впервые станцевала партию Эсмеральды практически экспромтом, так как времени на репетиции у нее не было, потому что балет был показан вне расписания.

Поступок Вечесловой, согласившейся выйти на сцену почти не подготовленной, многим показался настоящим безумием. И все же молодость, юношеский задор, максимализм и стремление к вершине - все это способствовало успеху молодой балерины. «Хорошо, и главное - по своему!» - эта похвала из уст знаменитой исполнительницы Эсмеральды Елены Михайловны Люком окрылила Вечеслову. Эта партия навсегда осталась самой любимой ролью балерины. Свою «любимую цыганку» - как называла Эсмеральду Вечеслова, балерина танцевала в нескольких редакциях, первой из которых была редакция Мариуса Петипа. Немного позже Вечеслова выступила в роли Эсмеральды в трактовке Агриппины Яковлевны Вагановой.



Т. Вечеслова - Эсмеральда

«Эсмеральда» определила последующую творческую судьбу Вечесловой. После этого спектакля ее сценический репертуар расширился. К этому же времени относится начало совместной работы Татьяны Вечесловой и Вахтанга Чабукиани. Блистательный творческий союз двух талантливых актеров родился в Грузии, на родине Чабукиани, куда Вечеслова отправилась по его предложению на гастроли. Эта гастрольная поездка была первой в жизни юной Татьяны Вечесловой. «У нас не было ни роскошной одежды, ни дорогих туалетов. Наверно, мы выглядели забавно: двадцатилетние гастролеры, похожие на десятиклассников!» - вспоминает Татьяна Вечеслова впечатления о своей первой гастрольной поездке. «Дон-Кихот», возобновленный Чабукиани за две недели, имел шумный успех. Новый дуэт покорил зрителей.

Их совместные концертные выступления продолжились осенью 1933 года - на этот раз Вечеслова и Чабукиани гастролировали в Латвии. Дуэты из «Пламени Парижа», «Корсара» и «Дон-Кихота», которые увидели рижские зрители, стали продолжением их творческой славы. А вскоре после успешного выступления в Литве последовало первое зарубежное турне исполнителей - в Соединенные Штаты Америки.

Они пересекали океан на двадцатиэтажном пароходе «Европа». «На этом пароходе было все, - вспоминает Татьяна Вечеслова, - магазины, лифты, зимние сады, бассейны для плавания, огромные залы - салоны с эстрадой, роскошные рестораны с коктейль-холлами, спортивные залы…» Подобная роскошь была в новинку исполнителям, привыкшим жить и работать в совершенно других условиях.



Т. Вечеслова и В. Чабукиани на пароходе в Америку

Выступления Вечесловой и Чабукиани проходили на сцене «Карнеги-холла». Первый концерт был дан при переполненном зале. Выступать перед американской публикой было достаточно сложно: «Три минуты передышки, в которые мы едва успевали переодеться, сменить убор, иногда переменить грим. «Быстро, быстро!» - торопили нас переводчики. Переодеваясь, я помогала Вахтангу зашивать его костюмы, накладывать краску и пудру… Мешал до блеска натертый пол, даже канифолить его не позволяли. С риском повредить ноги мы танцевали, как на катке», - делилась своими впечатлениями о поездке Вечеслова.

Вначале американская публика встретила их настороженно, но Вечеслова и Чабукиани «победили» американцев, заслужив признание самых требовательных и искушенных зрителей огромного «Карнеги-холла». После Нью-Йорка последовали Чикаго, Детройт, Бостон, Лос-Анджелес, Сан-Франциско.



Афиша гастролей в Америке ("Карнеги Холл")

Покорив Америку, Вечеслова и Чабукиани отправились в Италию. Здесь они смогли выступить только в Генуе, а запланированные концерты в прославленном зале Ла Скала пришлось отменить из-за болезни Чабукиани.

Вернувшись на Родину, Вечеслова продолжала свои выступления на сцене Кировского театра вплоть до начала войны, когда театр был эвакуирован в Пермь. На всю жизнь она сохранила чувство благодарности и любви к этому городу - несмотря на то, что первые выступления в эвакуации принесли артистам труппы горькое разочарование. Жители Перми, казалось, абсолютно не интересовались искусством. Тяжелые и страшные будни войны не оставляли для балета ни времени, ни желания, ни сил. Вечеслова сильно переживала от того, что ее деятельность кажется бессмысленной на фоне происходящих в стране событий. Некоторые из актеров попытались сбежать на фронт; остальные в свободное от репетиций время дежурили в госпиталях. В их числе была и Татьяна Вечеслова, которая именно в госпитале, ухаживая за ранеными, впервые в жизни близко столкнулась со смертью и ужаснулась ей.

Репертуар труппы в Перми был исключительно многообразен. Пермские зрители смогли увидеть лучшие балеты, поставленные Кировским театром: «Лебединое озеро», «Баядерка», «Бахчисарайский фонтан», «Спящая красавица», «Жизель», «Лауренсия», «Дон-Кихот». Чувствуя, что ее искусство необходимо людям, балерина, как и остальные артисты труппы, полностью «выкладывалась» в танце, порой превозмогая физические трудности и душевные страдания. Люди «приходили в театр не просто приятно провести время, а взять от нас частицу вдохновения, увидеть воочию, как сильна жизнь, во имя которой они сражаются на полях войны», - вспоминала балерина.

Весть о том, что в далеком блокадном Ленинграде погибли от голода две ее тетки, также застала Вечеслову на сцене. Балерина танцевала, сдерживая слезы.

В эвакуации был подготовлен совершенно новый балет. В Пермь приехал Арам Ильич Хачатурян с неоконченной партитурой балета «Гаянэ». За два месяца балет был дописан и поставлен. Вечеслова исполняла партию Нунэ, и Хачатурян, написав для Нунэ вариацию, посвятил ее Татьяне Вечесловой. Премьера состоялась в Перми в 1942 году.



Т. Вечеслова - Нунэ. "Гаянэ"

В послевоенные годы творческая жизнь Татьяны Вечесловой была очень насыщенной. К тому времени в ее репертуаре были уже почти все значительные балетные роли - Тао Хоа, Эсмеральды, Джульетты, Заремы, Китри.

В 1947 году список ролей, исполненных на сцене Татьяной Вечесловой, пополнился еще одной ролью, ставшей для нее одной из самых значительных - ролью Татьяны из одноименного балета. «Когда я вспоминаю об этом спектакле, всегда думаю о нем, как о друге, о человеке. Приходит тихая и благодарная грусть. Она сжимает сердце, горячо подступает к глазам», - делится своими впечатлениями балерина.

«Татьяна» - балет о войне, которую пережила Татьяна Вечеслова. Ее образ был прототипом образа Зои Космодемьянской. Спектакль дался балерине нелегко - на одной из репетиций, состоявшейся накануне премьеры, балерина сломала ребро. Танцевать пришлось, превозмогая боль, которая не утихала, несмотря на сильнодействующие лекарства.



Т. Вечеслова - Татьяна, Н.Серебренников - Игорь. "Татьяна"

Татьяна Вечеслова прожила на сцене долгую жизнь. Ее первое выступление состоялось в 1919 году - тогда ей было всего девять лет, и закончила выступать в 1953 году, когда ей исполнилось сорок три. «Уход со сцены должен быть решен раньше, чем почувствует зритель угасание артиста, раньше, чем оно станет заметно для искусства. Актер обязан решить свою судьбу сам, наедине со своей художнической совестью… Порвать с тем, что заложено внутри тебя с детства, что ты любишь и без чего, кажется, немыслима жизнь». Татьяне Вечесловой было очень трудно решиться на то, чтобы уйти со сцены. Но как человек глубоко одаренный, она нашла свое новое призвание в балете, реализовав свой талант посредством педагогической деятельности.



На ее решение уйти со сцены повлияло множество обстоятельств, одним из которых было рождение в 1951 году сына Андрея. Ее прощальный спектакль состоялся 24 июня 1953 года. Артисты в этот день приготовили Вечесловой сюрприз - на сцене появились все персонажи, сыгранные ею за двадцать пять лет: Зарема, Эсмеральда, Тао Хоа, Татьяна и многие другие.

Педагогика стала вторым призванием Татьяны Вечесловой. В 1952-1954 годах она была художественным руководителем Ленинградского хореографического училища, в 1969-1970 годах работала здесь педагогом. В течение шестнадцати лет Татьяна Вечеслова была педагогом-репетитором в театре имени Кирова. Творческая жизнь Вечесловой и тех, с кем она работала вместе, нашла свое отражение в двух книгах ее воспоминаний: "Я - балерина" и "О том, что дорого".

Татьяна Михайловна Вечеслова скончалась 11 июля 1991 года и похоронена на кладбище в Комарове недалеко от могилы Анны Ахматовой, с которой балерину связывала давняя дружба.

Источник

Пока искала материалы о Татьяне Вечесловой, обнаружила, что она Рыбы по гороскопу и Собака по году рождения, как и я:)

балет, женщины

Previous post Next post
Up