(для сайта
http://move.in.ua)
Харьков многократно перестраивался и модернизировался, в том числе и после колоссальных разрушений Второй Мировой Войны. Его исторический облик скрыт под толстым слоем краски и штукатурки, он не бросается в глаза, так что нужно быть достаточно внимательным, чтобы увидеть его. Перед тем как пойти по бесконечным харьковским улицам, полезно в кратце ознакомиться с историей города, чтобы знать куда смотреть и что искать.
История
Харьков город степной, хоть и стоит на холмах вдоль реки. Давным давно тут было пустынное дикое поле, по нему рыскали плотоядные кочевники и стращали миролюбивых славян из северных лесов. Потом славяне окрепли, обзавелись империей и распространились в дикое поле. Харьков был одной из окраиных деревень-крепостей, назначение которых было с помощью костров оповещать столичных о приближении злых людей из степи, после чего доблестно погибать. Благодаря удобному расположению на перекрестке торговых путей в Харькове расцвела торговля и превратила его в настоящий город. Позже тут нечаянно появился настоящий университет, который превратил Харьков в самобытный амбициозный окраинный город, который сам себе на уме.
Такую себе свободолюбивую слободку на краю империи, не особо стесняющую себя имперскими порядками. От того местность эта называется Слобожанщиной. Еще больше значимость города была подогрета в годы Октябрьской революции и последующей гражданской войны. Под действием непреодолимых революционных сил Харьков на мгновенье стал столицей Донецко-Криворожской республики, а потом и всей УССР. Со временем столица все-же вернулась в Киев, но Харьков навсегда усвоил эту гордую центровую осанку с немного излишне приподнятым подбородком. В советские годы тут настроили множество фабрик, лабораторий, учебных заведений и безумных конструктивистских строений. (Во время репрессий в Харькове жили-укрывались десятки культурных деятелей)Кое что разрушилось во время войны и с лихвой восполнилось имперскими постройками сталинского ампира. Если добавить сюда еще массовое бетонно-блочное строительство гиганских спальных микрорайонов в 70-80-х годах и гигантского торгового рынка в 90-х - получится вполне современный и правдоподобный портрет нынешнего Харькова.
География:
Центр города находится на большом холме. Внизу, вокруг холма стоят спальные районы, и промзоны, территория которых раньше была далеким пригородом. Самый-самый центр условно ограничен тремя улицами - Сумской, Пушкинской и Петровского, или тремя станциями метро - Советской, Пушкинской и Университет. В этом треугольнике находится большая часть исторического Харькова, включая шедевры конструктивизма и огромадную площадь Свободы. От ст.метро Советской до Южного вокзала идет улица Полтавский Шлях - это один из самых старинных районов со множеством купеческих особнячков.
Транспорт:
В Харькове есть метро. Оно быстрое и недорогое, но в окнах только тьма. По центру лучше всего ходить пешком или ездить на велосипеде. т.к. наземный транспорт в центре в основном стоит в пробках.
Всеобъемлющий маршрут:
Харьков - город размашистый и совсем не миниатюрный. Жители компактных европейских городков сперва восхищаются необъятными просторами проспектов и площадей, расстояниями от одной достопримечательности до другой, но очень скоро это приводит к отдышке и готовности нанять для прогулки велорикшу. Велорикш в Харькове нет, экскурсионных автобусов и подходящих маршрутов общественного транспорта тоже нет, так что сразу готовьтесь много ходить.
Удобней всего начать экспедицию по харьковским улицам с Южного ЖД вокзала. Тут можно оставить вещи в камере хранения, поесть и умыться в соседнем МакДональдсе и отправить телеграмму с центрального почтового отделения. Валюту на вокзале лучше не менять - более адекватный курс обмена вы найдете в центре.
От Южного ЖД вокзала лучше всего пойти в центр пешком зигзагами по улицам Краснооктябрьской, Полтавский Шлях и Карла Маркса. По пути вы сможете увидеть купеческие особняки, мечеть, злачные рюмочные, храм автокефальной церкви, горелое здание муз-комедии и множество безнадежно странных магазинов. Полтавский Шлях выведет вас к мосту через реку, за которой условно начинается центр. В этом месте когда-то стояли стены крепости и обозначали собой границы старого города. Походите вокруг да около площади Конституции, зайдите на улицы Кооперативную и пер.Короленко, в скверик возле Успенского собора (ориентир - высоченная колокольня с часами и желтым куполом), Покровский монастырь , синагогу в начале ул. Пушкинской и живописный переулок Воробьева за ней. На углу Московского проспекта и преулка Короленко есть отличное безлюдное кафе "Кронверк" - еще советское заведение не тронутое прогрессом. От м. Советская плавно подымайтесь вверх по улицам Рымарской, Сумской, Гоголя и Пушкинской. Не пропустите "немецкую" улицу Дарвина, советский гастроном-рюмочную на углу Пушкинской и Фрунзе, начало ул. Артема и центральную здоровенную площадь Свободы с вечно живым Лениным и жемчужиной конструктивизма - Госпромом. От площади подымайтесь еще выше по бутиковой Сумской до парка им. Горького. Там находится самая главная достопримечательность города - канатная дорога. В течение 20 минут вы будете плыть над верхушками деревьев парка и созерцать волнующую панораму центра и спальных районов на горизонте. Прекрасное романтическое времяпрепровождение для выпивших и влюбленных. Канатная дорога привезет вас на ул. Отакара Яроша с которой вы можете спуститься вниз к идиллически обустроенному источнику в Саржином яру. Вдоволь напившись целебной воды и накупавшись в ледяном ручье, вы можете пройти к станции метро Ботанический Сад и покататься на метро.
На ст.м.Барабашова есть самый огромный вещевой рынок в Украине.
На ст.м.Пролетарская можно встретиться с местным пролетариатом.
Можно вернуться на Южный вокзал и снова отправить телеграмму.
Вариантов масса!