Оригинал взят у
comrade_nobody в
Последние гностики Мандеи - сохранившийся доныне остаток религиозно-гностической секты сабиев, или крестильников, известных также под названием субба и «христиан св. Иоанна».
Живут в Месопотамии, на нижнем Евфрате и Каруне, числом около 20000 душ; имеют своих духовных лиц, называемых тармидами (учители), и священные книги древнего происхождения (вероятно, I или II в., но нынешняя редакция принадлежит уже послемусульманской эпохе), на особом сирийском наречии, названном мандейским яз. Главные из этих писаний: сидра-рабба(большая книга) или гинза (сокровище); сидра-ди-яхья (книга Иоанна); коласта (свод молитв и гимнов).
Учение общегностического типа, содержащееся в этих книгах, темно и запутанно; в нем заметно смешение халдейского язычества с библейскими представлениями. Божество является дифференцированным в длинном ряде светлых сил, или эонов, частью метафизического, частью мифологического характера, каковы: великий ум (мана-рабба), жизнь, тихое веяние, солнечный бог Сам-Семир, небесный (грозовой) бог Юша-мин, живущий при хранилищах вод и великих источниках света, далее, небесный Иордан, целитель душ, затем, знание жизни (манда-ди-хайя), вероятно, соответствующее Софии других гностиков, представляемое иногда в виде всеобъемлющего дерева, совмещающего в себе значение обоих райских дерев в библии: древа жизни и древа познания добра и зла.
Начальные зоны называются также первая жизнь, вторая жизнь, третья жизнь. Человеческие души суть эманации первой жизни, плененные тьмой материального бытия. Для избавления их небесные зоны вселяются в избранников, каковы в особенности Сиф (Ситиль) и Иоанн Креститель (Яхья), установивший религиозные омовения и погружения, как символ очищения душ в небесном Иордане.
Условие этого очищения для посвященных - воздержание от мяса, вина и половых сношений. Практический путь спасения для обыкновенных М. состоит в преданности своей секте, отделяющей их от нечистого мира, и в послушании тармидам, знающим тайну, но тщательно скрывающим ее от непосвященных. Кроме крещения, существует еще другое таинство, приравниваемое к евхаристии.