2603

Mar 26, 2024 09:19


В эпоху черно-белого советского ТВ тон телепередач был взвешен, а содержание высококультурно.

Без иронии написано. Вещания было немного и поэтому для достижения вышесказанного хватало сил и возможностей.

Не помню точное название передач с участием театральных деятелей, но помню точно, что когда они представлялись, то обязательно подчеркивали, что они в театре не работают, а служат.

Сейчас редко слышна эта фраза про актерское служение. Вероятно, жизнь на сцене и актерское мнение о жизни мало кому интересны, из-за чего, видимо, театральных актеров на экран слабо приглашают. Но вроде бы в актерской среде фраза про служение все еще жива.

При этом в контексте театральной речи вполне себе благополучно жило словосочетание «режиссерская работа». То есть режиссер работает (не помню, чтобы когда-нибудь о ком-то из них, говорилось, что служит), а актеры в одном и том же с ним театре служат (хотя словосочетание «актерская работа» тоже есть, но это о конкретном результате исполнения роли конкретным актером).

С чего бы это так?

Связано ли это как то с метафорой «театр есть храм муз»? Тогда актер это храмовый служитель, сакральная особа? чья жизнь особая, иная, неподсудная светскому суду лаиков-обывателей? И в этом был кайф?



Теперь о работе. Принято говорить, что труд облагораживает человека. Откуда это? Ведь прямое значение слова «благородный» означает, что человек хорошо, правильно родился от законных отца и матери, которые также родились от законных отца и матери и, в идеале, могут проследить родословную до Адама и Евы. Причем здесь труд?

Не берусь утверждать, но скорее всего ноги растут из марксизма, у которого как известно, три составных основы, в одной из которых хорошо уложился вульгарный дарвинизм. Концепции эволюции биологических видов и труда как одного из факторов производства, а следовательно, источника богатства, наложенные на желание отказаться от первопричины мира в лице Бога, породили постулат: «Труд превратил обезьяну в человека, а значит труд облагораживает человека».

Сражаться в открытом поле, лицом к лицу - благородно. Убивать из укрытия, исподтишка - подло и неблагородно. Но тогда как назвать занятие снайпера. Или оператора дрона? Можно, конечно, назвать охотой на противника? Но противник человек, а охотится на человека, тоже нехорошо как-то. Видимо поэтому с экрана так часто звучит «работает снайпер», «работает Град». Труд ведь облагораживает...

silva rerum, что то в этом есть, строчки, ум жмет

Previous post Next post
Up