2401

Jan 24, 2024 01:25


Усталость от чтения ленты. Куда ни глянь, один сюжет: добро борется со злом, мы на стороне добра, стань рядом. Везде уверяют, что вагонетка катится, а ты возле стрелки должен решать, по какому пути ее пропустить. Место встречи изменить нельзя. Ты или на территории добра, или на территории зла.

Но все же, в романе братьев Вайнеров, кажется, все не так. Место встречи там все-таки не на одной из сторон, и даже не на границе добра и зла, которой, как потом оказывается, и нет вовсе. Место встречи - где-то там, в Эре Милосердия.

Спрашивал не однажды студентов после просмотра фильма «Брат», почему в финале фильма вагоновожатая Света плачет, слушая музыку. Чаще всего в ответ слышал, что плачет она от осознания неправильности совершенного выбора. Она выбрала сторону пьющего и бьющего ее мужа, а не справедливого и трезвого защитника и романтического любовника. И никому не приходит в голову, что по ходу развития сюжета только Света постепенно приобретает человеческий облик и оказывается способной на акт милосердия. Все остальные участники драмы (и лютеранский философ немец Гофман в том числе) в большей или меньшей мере выкладываются в борьбе на стороне добра и им не до милосердия.

Мне скажут, Гофман вылечил раненого Данилу. Разве это не проявление милосердия? Отвечу: А разве да? Какое милосердие в том, что ты помогаешь тому, кто тебе помог и тебя защитил? Долг платежом красен. Гофман отдавал долг своему другу. Ну и жалел и переживал за него, конечно.



А вот у Светы мотив выбора другой. У нее есть веские причины радоваться наказанию домашнего тирана. Но она проявляет к нему милосердие. И плачет она от сокрушенного сердца. У Балабанова очень четко выстроена арка ее перемен. Света ведь не только неверная жена. В одном из эпизодов есть странный ее телефонный разговор  с неизвестным мужчиной о вечерней работе после работы. Уж ли не тонкий намек это на ее секструды на полставки? Затем видим ее на концерте рок-небожителей, где она, эмоционально отстраненная и чужая, в толчее и громе музыки недоуменно озирает происходящее вокруг. А потом в финале фильма она же под эту музыку горько плачет. Почему? Наверно потому, что начала слышать о чем поется в этих песнях. Плачущий человек больше похож на человека, чем смеющийся. Многое знание - многие печали.

Да и еще. Имя ей для фильма выбрали Света. Чем не отсылка к добролюбовскому лучу света в темном царстве?

текущие впечатления, Алексей Балабанов, Культурное кино

Previous post Next post
Up