Далее нас повезли смотреть валяние валенок. Или катание сапогов.
Производство это расположено в помещении, пристроенном к бывшей церкви при тюрьме. Сейчас от нее осталось немного.
Когда-то было так:
http://www.old-churches.ru/images/so_050_00.jpg Но давайте про производство.
Я даже примерно не предполагала - насколько это трудоемкий и длительный процесс.
Начинаем с шерстобитного цеха. Здесь овечья шерсть превращается в катоны. При входе немного сбивает с ног запах, извините, овцы.
Потом такой вот станок эту шерсть треплет
Потом на следующем станке накатывают в рулоны-катоны
Их вручную тащат по лестнице на 2 этаж
Далее укладывают на специальную ткань
Сворачивают в рулон (на демонстрации шерсти нет, в реальности она есть)
И катают. Как скалкой по столу. Минут 15-20-30... Руками. Получается, видимо, более плотный войлок.
Далее этот войлок берут, и накладывают на него выкройку, определенного размера.
И придают форму, подкладывая кусочки шерсти до определенной толщины. Тут важен, как сказала барышня Аня, "щуп", т.е. тактильное ощущение пальцами необходимой толщины, приобретаемое с опытом. И если через несколько месяцев оно у тебя не приобретается, то это не твое.
Далее формированная заготовка пеленается в тряпочку и укладывается в пресс, который его какое-то время прессует, молотит.
Вот полуготовый валенок после прессования. Нет, это не вкладыш в болотный сапог, это нормальный валенок 39 размера.
Далее он отправляется на 1 этаж, в постирочную. Здесь валенок вымачивается, колбасится в очередном станке (я забыла - для чего)
И потом формуется по заготовкам
Осталось немного - сушка при 100*
Финишная отделка (шлифовка)
И готовые валеночки сшиваются попарно и отправляются на склад. (фото с сайта)
Очень понравилась барышня Аня, которая проводила нам экскурсию. Она продолжает династию - на производстве 55 лет проработала её бабушка, и она очень гордится тем, что продолжила традицию.
И, как говорит бабушка, когда ты работаешь над изделием, "ты должна быть в сапоге", потому что если ты, например, в облаках, то получится неизвестно что. Это история о том, как любить то, что ты делаешь.
Но условия труда достаточно спартанские, девочки даже молоко получают за вредность, мы спросили.
Я думаю, что валенки стоит должны гораздо дороже, так что если кому-то нужно, можно заказать валенки из Солигалича по почте -
https://valenki44.ru/soligalichskie-valenki/ После валенок, мы поехали в музей, где работают очень суровые, советской закалки, тётеньки.
Сопровождающую нас Ксению с порога построили насчет какой-то недостоверной информации на сайте терема. Я поняла так, что там написано "разграбили крестьяне", а крестьяне были хорошие, никого не грабили, и вообще, если бы не советская власть, мы бы сейчас вилами навоз грузили, а не экскурсиям шастали. Ну, возможно.
Но вот с тем, что сажали только по кляузам нехороших людей, а никакого раскулачивания не существовало - с этим я согласиться не склонна.
Фотографировать нельзя, так что всё из-под полы.
(что такое 1-й и 2-й благочиненнские округа???)
Мы прослушали экскурсию в портретной галерее усадьбы, куда лежал наш дальнейший путь. Краткую историю семьи Черевиных и про фантомного художника Григория Островского, автора семейных портретов.
(почему-то портрет дамы слева мне до боли знаком?! как будто я его где-то видела?)
Интересно, что известно ФИО художника, но неизвестно о нем никаких более сведений. Однако, в Костроме есть портрет Катенина его работы. И есть портрет неизвестной в Казани (!!!).
Работы можно посмотреть тут -
https://artchive.ru/artists/1206~Grigorij_Silovich_Ostrovskij/works Усадьба Нероново принадлежала Черевиным с 1697г. и до национализации. Одна из самых богатых усадеб уезда и даже губернии, и одна из немногих сохранившихся в области, токда как только в уезде дврянских усадеб было 256.
Последний из фамилии Черевиных служил на Авроре в 1917г., такое вот совпадение, а годы его жизни 1900-1989, жил он в Москве.
Герб рода Черевиных.
В Википедии есть фотография
В усадьбе была богатейшая библиотека, собранная поколениями. И, наверняка, много чего еще было.
А мы покидаем музей и отправляемся смотреть, собственно, усадьбу. На тракторе. С места тракторного старта просматриваемся монастырь, куда, вероятно, придется приехать в следующий раз.
Едем
Едем не скучно, потому как и виды, и грязь из-под колес, и у нас с собой было )))
Вот уже и шпиль показался
Тут есть жизнь. Живут какие-то староверы, которые не общаются, и нормальные люди, которые держат коров.
Церковь
Собственно, усадебный дом
Пока не стемнело, осмотрим церковь
Внутри все запущено, но цело.
Захоронения хозяев
По полу видно, что даты разные
Роскошный иконостас
Более того, даже хоругви стоят в углу, а в шкафу висят облачения. Вот такого я еще не видела. С момента смерти последнего батюшки прошло... ммм, 69 лет.
Еще детали
Прогуляемся вокруг. Да, кладбище. Да, вечером, на закате.
И пойдем осматривать дом изнутри. Разруха и тлен. Всевозможный исторический..ммм...хлам, кем-то сосредоточенный здесь.
Остается только предполагать и пытаться представить, каким был, например, вот этот бальный зал
Паркет
Тот же зал, вид сверху. Предполагаю, из оркестровых комнаток.
Мы добросовестно проходим все до чердака.
Меж тем, смеркалось. Перекусываем салатами и чаем из термоса - и в обратный путь.
Пока мы едем в темноте и смотрим на звезды (15 км и чуть больше часа), предлагаю прочесть описание усадьбы с сайта Терема:
"Нероново - удивительная усадьба, где будет одинаково интересно и обычному туристу, и исследователю. Поражает, во-первых, потрясающая сохранность главного дома, во-вторых, сохранившаяся церковь с иконостасом и древними иконами, аналоги которых вы встретите только в музеях. И в-третьих, сама архитектура построек, уникальное место на холме у реки, откуда открывается захватывающий вид на окрестности. К сожалению, аллеи и сад, которые были разбиты в Неронове, не сохранились, но они тоже были частью большого замысла.
Регулярная планировка усадебного комплекса подчинялась модной в XVIII веке философской концепции сада как «личного рая», созерцание которого должно было напоминать об «утраченном рае» (неслучайно сад был преимущественно яблоневым и находился на восток от дома!). Масонская символика прочитывалась и в композиции всего комплекса с двумя главными формами - квадратом и кругом.
Символический смысл был и в соотношении аллей сада, образовывавших прямоугольные треугольники со сторонами 3:4:5, что должно было напоминать о теореме Пифагора - краеугольном камне математики и таких свободных искусств, как астрономия, музыка и архитектура. А один из лучей полукольцевой аллеи соединял центральный круг с Воскресенской церковью и фамильным кладбищем, символизируя неразрывную связь живущих и умерших, вечную жизнь и бессмертие души. О том же, то есть о преодолении смерти, свидетельствуют обильно высаженные кусты акации - символа Солнца и бессмертия."(по мотивам сборника "Костромские усадьбы")
Пересели к Ксении в машину, еще минут 40 - и мы на месте. Темнота на улице.
Наша с Настей комната (нам повезло, нынче мы в самом тереме)
Все номера носят имера окрестных рек. Это наш.
Вход в комнату из уютного эркера
А на 2 этаж поднимаемся по лестнице, минуя волшебную веранду
Быстренько кинем взгляд в гостиную
- и спускаемся на ужин в людскую, нам уже накрыли.
Все, спать. Впечатлений для одного дня - более чем. Впервые за долгое время, я сплю без просыпу до 7 утра.