чужое - история России

May 31, 2019 17:41

Хотя юбилеи Победы становятся все помпезнее, останки не менее 4 миллионов павших на нашей собственной земле так и не идентифицированы. Несмотря на несколько реабилитаций, сотни тысяч невинно убитых советских людей по-прежнему остаются в массовых захоронениях в Ростове и Томске, Перми и Магадане. Москва и Санкт-Петербург теряют массу памятников архитектуры из-за массовой застройки и варварской реставрации, которая делает непохожими сами на себя памятники не то чтобы многовековой давности (как, например, дом Бака в Петербурге), но даже советской эпохи (взять хотя бы фонтан «Каменный цветок» на ВВЦ). В России с 2000 года по сегодняшний день число церквей выросло в три раза, достигнув 37 тысяч. При этом более 10 тысяч культовых сооружений находятся в руинированном состоянии - прежде всего там, где исчезают деревни и городские поселения, по мере того как жизнь, вслед за деньгами, которые сегодня правят обществом, утекает в столицы. Массовые случаи специально организуемых пожаров, уничтожающих старые ветхие дома ради «расчистки» занимаемых ими территории, происходят почти повсеместно. Корни, которыми всегда была сильна Россия, утрачиваются с небывалой скоростью на фоне пропагандистской трескотни членов различных «исторических обществ». И это во многом понятно: страна становится одноликой, культурное разнообразие городов и регионов утрачивается в эпоху дешевой водки и сыров, изготавливаемых преимущественно из пальмового масла. Туристы сегодня едут в Шароле, где скот разводится на открытом воздухе по нормам, утвержденным в 1842 году, а не в зараженные Чернобылем районы Брянской области, где обосновались фермы «Мираторга».

До сегодняшнего дня из тысяч дворянских усадеб, которые существовали в Центральной России в конце XIX века, дожили десятки - как правило, связанные с известными представителями культуры и искусства. Многие места, где они стояли, сейчас можно найти только по аллеям, которые к ним вели - но ведь и деревья не вечны. Увлекшись «историей», мы стали глухи к памяти. Знают ли арендаторы офисов в московской «Башне-2000», что она стоит на кладбищенской земле? Догадываются ли о том же счастливые посетители зоопарка в Перми? Можно ли представить себе современную страну, где депутата и редактора местной газеты избивают за попытки выяснить происхождение свежих могил военнослужащих на погосте в Пскове? Все российские социальные сети всколыхнул уже упоминавшийся пожар в Нотр-Даме, но кто вспоминает сгоревшую деревянную церковь XVIII века в Кондопоге? А деревню, сожженную в Вологодской области ради артефакта? Да почти никто. Часто ли вспоминаем мы о том, что за все годы блокады на Невском проспекте были разрушены и утрачены два исторических здания, а за восемь лет губернаторства Матвиенко - шесть?

История России жестока. Пройдет несколько десятилетий, и она, запечатленная в красиво изданных книгах, смешает с грязью Путина и Медведева, Собянина и Беглова - и причиной тому будут даже не совершенные ими злоупотребления или допущенные ошибки, а нежелание и неспособность отечественной власти обратиться к выстраиванию политики памяти вместо манипулирования историей.

https://snob.ru/entry/176916/

чужое, история

Previous post Next post
Up