Малый театр, 263 сезон.
Согласно указу Елизаветы в 1756г. был учрежден Императорский театр в Петербурге из ярославцев в основе (труппа Федора Волкова) под руководством Сумарокова - Александрийский театр ныне. Отсюда ведет отчет Малый театр.
Большой театр отстаёт на 20 сезонов.
А в Москве в то время при университете образуется любительская труппа под руководством Хераскова. В труппе участвовал Фонвизин.
При объединении этой труппы с оперой Локателля получили профессиональный театр. Но он просуществовал недолго, по смерти Елизаветы был введен запрет на всяческие представления.
Далее несколько человек получают привилегию от уже Екатерины.
От руководства Урусова ведёт отчёт история театра. У него был партнёр Медокс, который за несколько месяцев строит специальное здание Петровского театра. Там труппа играет до пожара, после начинаются опять скитания.
Труппа, сначала частная, со временем становится императорской.
В 1821г. на Театральной пл. строится дом купца Варгина, напротив - дом Полторацкого. По проекту Бове, площадь окаймлялась 4-я одинаковыми зданиями. От них сохранился только исторический фасад Малого театра, за тем исключением, что в 40-е годы 19в. аркады перед магазинами первого этажа были перестроены на окна.
От Большого же театра тех лет остались только колонны.
Дом Варгина берётся в аренду под театр, хозяин с радостью соглашается, т. к. сам заядлый театрал.
Главный вестибюль появился в 40-х годах 20 века. Тогда здание было подмыто Неглинкой, начались работы по реконструкции, прерванные войной. С 1945г. работами руководит Великанов. И все интерьеры сохранены с тех лет, лишь гардероб расширен за счёт внутреннего двора и местами сменился цвет стен.
В 2014-16 под фундамент была подведена массивная железобетонная плита. Тогда же установлена мемориальная табличка, напоминающая о том, что на деньги театра было построено 12 самолётов.
Проходим в нижнее зрительское фойе.
По лестнице - в верхнее зрительское фойе.
В 1949 тут появились 4 фигуры из тонированного гипса. Автор скульптур Манизер, он же - на пл. Революции.
Такой же, но бронзовый Пушкин установлен в Кемерово.
Нам рассказывают об актёре Мочалове, чей портрет украшает фойе. Но я больше прислушиваюсь к музыке - за дверями репетирует оркестр.
Напротив - портрет Щепкина кисти Репина.
История Щепкина более интересна - бывший крепостной, выкуплен по подписке, 17 лет играл в провинции, затем приглашён в Москву на его условиях "давай что просит, только не упусти сокола". И ещё 40 лет он радует столичных зрителей. После революции Малый театр становится самостоятельным, ранее же это была единая императорская труппа, а большой и малый - определение здания. Репин выставлял портрет на выставке, затем передал Обществу взаимопомощи театральных деятелей, тем понадобились деньги и дирекция императорских театров выкупает портрет за 3000 руб., и он всегда висел здесь, без стекла.
В 1917 в здании театра были большевики, перестреливались с юнкерами в Метрополе, и порядком пограбили театр. Портрет получил тогда 7 штыковых проколов.
Последний же раз некто поцарапал портрет в 1963г., после чего и закрыли его стеклом.
Директорская ложа, только для гостей. Комната отдыха перед ней.
Антикварная мебель, привезенные из Германии ттрофейные часы и ломберный столик.
И мебель по эскизам Великанова - стулья обтянуты тканями на ручных станках.
Диван - подарок супруги Ильинского, 19 век.
Узоры ткани на стенах записаны за театром на 25 лет, воссозданы по архивным рисунками из негорючих нитей.
Сама ложа, сэлфи нет, вид напротив. Места очень мало, желающих много.
Далее поднимаемся на балкон, на самый верхний ярус.
Совсем рядом чудесная люстра с плафоном по эскизу Великанова. Люстра на 140 точек, весит 800 с лишним килограмм.
Сейчас горит дежурное освещение, на сцене идёт монтаж декораций.
И над головой потолочная роспись на холсте.
Сам зал появился в 1840г. Кресла сейчас новые, но по образцам. Количество мест сократилось согласно новым противопожарным требованиям.
Выставочный зал. История театра в лицах.
Спускаемся в партер.
Теперь люстру можно увидеть снизу.
Немного цифр.
Зал 27,7м, ширина 24м, высота 13м. Сцена 23,5м, ширина 30м, высота 22м. Ширина занавеса 15м. Есть противопожарный занавес, весит 16 тонн. Размеры зала не менялись с 1840, а сцена прирастала. Есть суфлерская будка, её почти не заметно.
Поворотный круг был не всегда, появился при Ленском. Реконструировался в 1940-х. Сейчас вся механика новая.
Вид на царскую фронтальную ложу, теперь она отдана светооператорам.
Проходим под сцену, т.н. верхний трюм, под нами нижний трюм. Идём вдоль поворотного круга.
Снова поднимаемся. Артистическое фойе, оно же Ермоловское фойе.
Оригинальный портрет был тут до 1935г.,после переехал в Третьяковку. Рассказ о Ермоловой.
Гримерка самая ближняя к сцене - Южина, Яблочкиной, Гоголевой, Панковой, Васильевой (ныне - старейшая из играющих актрис)...
Выше этажом - современные гримерные. Возможность зайти в одну гримерку с уникальной люстрой.
Репертуарный отдел. Коридор с поздравительными плакатами.
Бывшая гримерка Быстрицкой.
Возвращаемся в Щепкинское фойе, в ту часть, где репетировал оркестр, и которая появилась при последней реконструкции за счёт внутреннего двора.
Сейчас тут тоже небольшое выставочное пространство. Вот, например, проект памятника Гоголю, авторства Ленского, актера и режиссера Малого театра.
Несколько слов об Островском и о памятнике Островскому, установленному перед театром в 1929г.
Первая пьеса Островского была поставлена в 1853г. - "Не в свои сани не садись".
Всё 47 его пьес были поставлены на сцене Малого театра. Последние годы жизни он был худ. руководителем театра.