лекция о Куинджи 11.11

Dec 11, 2018 18:30

Портрет работы В. Васнецова, очень обаятельный.


Дата рождения художника под вопросом, метрики не сохранилось. г. Мариуполь, семья сапожника, осиротел в 9 лет, детей берет к себе дядя, Архип бросает школу после 4-х классов и идёт работать на стройку и т.д.
Условно это 1841-43гг.  Куинджи переводится с татарского как "золотых дел мастер", но точности в этом тоже нет.
Итак, мальчик работает и рисует. В 1869 он показывает свою работу "Исакиевский собор при лунном свете", и все ахают.


Он самоучка, он не учился никогда и нигде. Тогда он работает ретушером у фотографа, перебирается в Петербург, дважды пробует поступать в Академию, но не проходит. Он не может сдать экзамены - не хватает базовых знаний.
От Куинджи мало осталось писем, нет дневников - он считал себя недостаточно грамотным.
И вот он вольнослушателем ходит в Академию, знакомится с Репиным, Васнецовым и т.д.
Говорят, что ещё на юге, Архип пешком ходил в Феодосию к Айвазовскому, но там лохматого босяка не пустили дальше двора.
Далее 1872, работа  "Осенняя распутица", которая снова обескураживает и обезоруживает всех критиков.


Она выставлена на выставке передвижников, и Репин говорит: "Я стою, смотрю, и ощущаю как она чвякает..."
Куинджи посещает северный Валаам вместе с Шишкиным и др.
Рисунок леса, и картина, которую, не торгуясь, с выставки забирает Третьяков.


Есть упоминание в дневниках Достоевского об этой работе: "Сыростью пронизывает всего..."
"Ладожское озеро", камни под водой.


И тут оказывается, что уже есть похожая работа Судковского "Мертвый штиль", и случается скандал о первенстве, потому что художники жили в одной комнате и тот видел работу над картиной. И Куинджи отстоял свое право первенства.


Дружба же Куинджи с Менделеевым дала почву для обвинений в химической природе эффектов на работах.
Он загорался, он брал от жизни все, учился всему - от катания на коньках до игры на скрипке. И на него многие смотрели как на большого ребёнка, и когда он появился с молодой женой, все опешили.
С Репиным, с Поленовым Куинджи едет в Париж, деньги у него уже появились, а все художники все стремятся увидеть парижские мастерские. И вот там Куинджи интересуется, где купить цилиндр и фрак, и прямо оттуда едет в Мариуполь, где его ждёт девушка, отказывая другим женихам. И вот он привозит её в Питер.


Детей у них не было, но они были единым целым всю жизнь.
Портрет работы Крамского, удивительного портретиста, видевшего лучшее в своих моделях.


1876-77 триумф на выставках. "Украинская ночь".


Мерцают звезды. Увы, сейчас мы можем видеть едва ли четверть эффектов Куинджи. Он был великий экспериментатор, он использовал много асфальтовой краски, которая затем поглощала остальные краски.
Нестеров, 14-летний подросток, записывает на выставке то, что он видит на полотне, и после этого решает стать художником. "Украинский вечер".


Крамской восклицает: "Я, как дурак, стою перед картиной и не могу понять - живопись это или что-то другое!"
А Крамской и сам великий художник, и к тому же искусствовед.
1879, "Березовая роща", слепящая глаза, первый раз народ хочет проверить нет ли за картиной подсветки.


А дополнительная интрига в том, что на природе Куинджи не работал, с мольбертом на поляне не стоял. Это внутренние впечатления. И вот подвели к картине Шишкина, академика леса, великого знатока леса, лес принадлежал Шишкину... и он долго стоял, смотрел, и все ждали, что он камня на камне сейчас не оставит, но он только буркнул: "Таких берез не бывает". И отошёл.
Карикатура на Куинджи тех лет.


А Куинджи начинает создавать серии работ. Серия с березами. После грозы. Радуги.





Ещё один портрет работы Крамского, более камерный.


И Куинджи готов к самой главной своей работе, которая нам приходит в голову в первую очередь при фамилии Куинджи, той, которую он хотел выставить одну, выставка одной картины. Конечно, это "Лунная ночь на Днепре".


Да, их несколько, это не копии, это авторские повторения, поиск автора. Очередь на выставку была огромна, пропускали небольшими партиями, картина была сразу куплена киевским сахарозаводчиком Терещенко за огромную сумму. И по договорённости потом пускали  посетителей в мастерскую художника. И вот в мастерскую приходит человек и хочет купить картину. И Куинджи называет совершенно фантастическую сумму в расчёте на отказ. Но человек соглашается, оказывается, что это великий князь Константин, а сложись судьба иначе, картина оказалась бы в Киеве. Но КР берет картину с собой в кругосветку, все в ужасе и только автор ждёт результата с интересом. Вздувшаяся от влаги и перепада температур картина возвращается в мастерскую, подлечивется - и именно она сейчас в Русском музее. А в Третьяковке повтор, ибо как же Москва без "Лунной ночи".
И после этого Куинджи больше не выставляется.  40 лет он не пускает посетителей в мастерскую, живёт на доход от трех доходных домов, как думали люди, но о том, что он прощал долги многим своим жильцом, никто не знал.
Как и о том, что он помогает многим молодым художникам.
Как и о том, что он продолжает писать.
Серия "Крыши".


В мастерской большие окна, выход на крышу, разбитый сад и ежедневное кормление птиц. В квартире художника была сделана отдельная комната для больных птиц.
Карикатура Щепова с птицами.


Совершенно потрясающая история, как художник примчался к Менделееву за невесомым клеем для крыла бабочки. И вот эти два взрослых человека сделали это, они заклеили крыло, и бабочка полетела.
Ещё одна осуществленная мечта Куинджи - он купил 17 км побережья Крыма, где у них с женой был раскладной домик с откидной крышей и мастерская в ветвях дерева. Это было полное растворение в природе, в свете.
Крымская серия.


Попытки поймать волну, признание - невозможно, не получится.


Кавказские горы пишутся после посещения Ярошенко в Кисловодске.


"Дарьялское ущелье".


В 1893 Куинджи предложено вести класс пейзажа в Академии - групповое фото и молодой Рерих по правую руку.
Можно вспомнить ещё несколько фамилий, и в том числе внука Айвазовского. Как закручивает сюжет жизнь, если вспомнить про поход в Феодосию.
И учил Куинджи словом, ещё раз повторим, что он продолжает работать и писать, но при людях не берет в руки кисть.
Серия "Закаты".


Преподает 3 года, увольняют за потакание ученикам после студенческих волнений, получает инфаркт после этого.
Серия "Зимние пейзажи".


И ученики начинают ходить домой за советами. И только единожды он показал свою работу ученику, пришедшему за советом как писать закат, "чтобы не варенье размазали", и тот переживает целую гамму чувств "о, он хочет мне показать, а вдруг мне не понравится..."  "Это не так уж плохо, не бойтесь", - сказал Куинджи и откинул ткань, и ученик сделал шаг назад, потому что на него пахнуло жаром, это был апокалипсис, это даже не закат, и учение не смог выдавить ни слова, так был потрясен. И Куинджи унёс работу, сказав: "Как хорошо, что вы молчали, иначе я бы, наверное, повесился..."
И, наконец, "Гефсиманский сад".


Умирает художник от сердечной болезни, неоднократные приступы боли в груди и удушье преследовали его.
Последняя серия "Облака".


История, которую вспоминали многие, что при прощание во дворе птицы прилетели на гроб.

лекция, художник

Previous post Next post
Up