каникулярное. 03 мая.

May 27, 2018 17:40

Итак, накануне мы, проехав мимо Спас-Клепиков, остановились на базе, чтобы прикоснуться к природе Мещеры.

Нет, база - это не то. Или это не та база.
Сделала выводы - надо приезжать сюда в леса дня на три с палаткой. И с разрешением, естественно.
А пока мы с утра поспешили уехать, даже без завтрака, решили позавтракать "на опушке". На опушке, чуть углубившись, мы едва не наступили на ужа, вернулись обратно почти к дороге, и там завтракали в компании гигантских муравьев, наблюдая за их деловитостью.
А потом поехали в музей.
Итак, "Спас-Клепики, самый маленький город Рязанской области, широко известен прежде всего благодаря литературе. Во-первых, тут учился Сергей Есенин, для которого спас-клепиковская учительская школа стала вариантом пушкинского Лицея. Во-вторых, о Спас-Клепиках писал Паустовский - самый убедительный певец таинственной Мещёрской стороны. Сегодня Спас-Клепики официально считаются столицей Мещёры: в городе располагается главный офис Мещёрского национального парка.
За исключением деталей, описание Паустовского до сих пор актуально: «Городок Спас-Клепики уж очень маленький, тихий. Затерялся он где-то в Мещёрской стороне, среди сосенок, песков, мелких камышистых озер. Есть в Спас-Клепиках кино, старинная ватная фабрика чуть ли не времен Крымской войны, педагогический техникум, где учился поэт Есенин. Но, по правде говоря, городок этот ничем особенным не знаменит. Все те же любопытные мальчишки, рыжие от веснушек, те же жалостливые старухи, плотники со звенящими пилами на плечах, те же дуплистые кладбищенские ивы и все тот же гомон галок».

Спас-Клепики официально считаются городом с 1920 года, но до сих пор имеют облик скорее сельский: здания одно-двухэтажные, деревянная застройка, заборы, архитектурных достопримечательностей практически нет. Две городские церкви, Спасо-Преображенская и Никольская, выглядят скромно. Купеческие и мещанские особнячки концентрируются в центре, в районе улиц Свободы и Просвещения, и названия улиц тоже как будто затерялись во времени - раннем советском, романтическом. Центральная площадь, конечно, носит имя Ленина, и памятник Ильичу на месте. Еще есть целых два Есенина, золоченый монумент героям Великой Отечественной и неожиданная гипсовая девочка, кормящая медвежат из соски...." (http://strana.ru/places/82651/info)

Это - здание новой школы, тоже уже бывшее. Закыто и пустует, ибо - оптимизация.

А вот это - та самая, где учился Есенин. Музей, с традиционно гостеприимными и приветливыми сотрудницами.

Немного (или много :) ) музея:
Родной барометр. Работает.

Комнаты семьи учителя Хитрова, воссозданные с помощью его детей:

Подаренная ем-то из местных жителей хорьковая шуба

Кухня, на двух хозяек, комнаты второй учительской семьи - на втором этаже.

Во дворе - кухня, где готовили для учеников и гостей:

"Субботники придумал не Ильич, они были задолго до" (с)

Диван тоже кто-то отдал (ни за что бы не отдала!)

Фото местных жителей

Различные приспособы

На втором этаже классы

И спальни

И еще учительская квартира

Найдете Есенина?

Обязательные даты по истории

Еще документов

Осмотрели музей, прошлись по городку

Церковь осталась одна, деревнянная. Каменная - сгорела в прошлом году.

И - на Москву.
И через два часа, вставая к пробку на подъезде к Люберцам и вдыхая гарь, думаю - блииин, это же ад!

Пробег 250 км.
На этом Рязанскую область для себя считаю исследованной. И только Константиново будет всегда. )
О чем еще я думала в отпуске?
Думала я, что самая значимая для меня река - это Ока. Она вездесуща, и она во всех местах, где мне хорошо.
И только в Плесе все же Волга. )

наличники, рязанская обл., музей, путешествия, крестики