В конце 18 века архитектор Казаков строит это здание для семьи Демидовых.
Первым Демидовым в этих владениях был богатый заводчик, Иван Никитич Демидов.
В то время усадьба представляла собой небольшие каменные палаты по линии переулка, за которыми располагался парк с прудами.
В конце 1780-х гг усадьба, вместе с заводами, перешла к его сыну - младшему представителю известной фамилии Ивану Ивановичу Демидову.
О хозяине усадьбы Иване Ивановиче Демидове известно, что начал он свою службу в 1763 год в Киевском кирасирском полку, а ушел в отставку в 1783 год в чине бригадира. Став владельцем усадьбы, Иван Иванович Демидов не захотел быть продолжателем семейного бизнеса, и уже в 1789 году продал демидовские заводы, чтобы выстроить на вырученные деньги в отцовской усадьбе роскошную резиденцию.
В Москве было 3 таких дома, с проездной аркой в центре. Но сохранился только этот.
На месте одного дома сейчас елисеевский магазин, второй дом, также на Тверской, сгорел в 1812 году.
Да, конечно, дом перестроен. Колонный портик, в который мы заходили, и есть бывшая проездная арка.
В 1858 Межевая канцелярия приобретает неоднократно уже перешедшее из рук в руки здание, чтобы расположить здесь высшее учебнее заведение.
В 1867 году здесь разместился Константиновский Межевой институт, переехавший из дворца князя Куракина на Старой Басманной.
Добавился учебный корпус, добавился спальный корпус, во флигелях разместились квартиры преподавателей.
Когда институт разделился в 30-е годы, были засыпаны демидовские пруды и построено еще одно здание в стиле сталинского ампира, мы знаем егое по шарам которой расположены у входа, кстати, шары прежде были глобусами, изображения земной и небесной сферы.
На 1 этаже усадьбы Демидова располагались хозяйственные помещения и помещения для прислуги, второй этаж был гостевой.
Только круглая столовая второго этаж была предназначена для обедов всей семьи.
Из нее выходило несколько дверей, чтобы хозяин мог неожиданно появиться в любом месте гостевых залов.
На 3 этаже были личные и семейные покои, там - никакой роскоши: ни лепнины, ни росписи, ни позолоты. Достаточно спартанская обстановка, все добротно, но строго. Демидовы жили по принципу: "Праздник не может быть каждый день".
В саду были оранжереи, теплицы. Выращивали зимний ананас, вишню, клубнику. И гостя стремились попасть сюда, чтобы полакомиться фруктами и оценить знаменитую роскошь.
Входим в голубую гостиную.
Тонкая резьба по дереву, лепнина...
Зеркала 18 века из Венеции, они помнят всех, смотрящихся в них. Запомнят и нас.
Панели выше добавлены позднее, но все равно это еще 19 век, подарок императорского дома для института.
В этих комнатах в то время располагался ректорат, позднее, в советское время, они были разгорожены на маленькие кабинетики, к счастью, фальшпанелями.
Малиновая гостиная, комната для общения, здесь были фуршеты во время балов.
Сохранилась мебель мастерской Павла Сполли, все настоящее - кресла пошире и поуже для женщин и мужчин, набитые конским волосом.
Паркету на полу 229 лет 100% сохранность, паркет из 4 пород дерева, черный цвет - это дуб не менее 30 лет вымачиваемый в речной воде.
Вся лепнина тоже стопроцентной сохранности.
Камины использовались как декор, уже тогда в доме было калориферное отопления, трубы протянуты отдельно для каждого этажа, и 2 этаж лишь поддерживался в необходимой температуре в обычное время, а протапливался как следует лишь перед баллами.
Люстра - собственность института, переехала вместе с ним из дома Куракина. В 1924 году стала электрическая, а прежде была газолиновая.
Зеленая или изумрудная гостиная использовалась чисто для женщин, мужчины сюда не заходили. Бедные, затянутые корсетами дамы могли здесь снять корсет и немного передохнуть.
Только тут сохранилась потолочная роспись.
Резьба сохранилось на 85%, а вся позолота сделана по старой технологии.
Очень много личных средств институт потратил на научную реставрацию, государство никогда не помогало в этом.
Показывают ключ, изготовленный на демидовских заводах. Он подходит ко всем дверям. Нижняя часть сделана из стали "старый соболь", это единственный сорт стали, шедший в Англию на экспорт. В Англии у самих было все хорошо с металлом, но эта сталь заслуживала того, чтобы быть ввозимой туда. Головка ключа из латуни.
Ткань сделана в 20 веке, в 70-х годах , но она сделана на тех же старинных станках, что и оригинальная. Эти станки сохранились в Новоспасском монастыре. 6 лет воспроизводили ткань на стены, по 11 см в сутки и это очень точное воспроизведение того, что было здесь прежде.
В бальном зале, увы, не осталось практически ничего от прежнего. Кусок росписи, который мы видим на оконном откосе - это остаток уже церковной росписи.
По периметру зала, разгороженного на 2 части, стоят стеллажи и витрины музея. Здесь нельзя фотографировать по требованию политехнического музея и таможенной службы, как нам говорят.
Фото с сайта:
Еще церковная деталь - портал двери.
Когда сюда въехал институт, пространство бывшего бального зала Демидовых заняла домовая церковь. По ее отделке работал архитектор Каминский, поклонник истинного византийского стиля, а вместе с ним Васнецов и прочие.
Церковь закрылась в 1922 году, и умные люди методом консервации закрыли росписи, то есть их можно восстановить было бы желание и, конечно, средства.
Первым директором института, точнее, тогда еще землемерного училища, был писатель Аксаков. Он вводит в программу музицирование, танцы, фехтование, училище перерастает в институт, далее в институт 1 разряда.
В музее хранятся древние приборы и карты. Мы можем видеть астролябию 1716 года, квадрант, изготовленный по заказу лично Петра 1.
Разрешают сфотографировать собственности института - мужские сидячие весы. Когда студент садился на весы, ему следовало 5 минут думать о хорошем, такая инструкция, при этом достигается более правильный показания.
Взвешивание проводилось дважды в году. Если худело много студентов, назначалась комиссия, которая расследовала закупку продуктов, порции в столовой и так далее, могли последовать увольнения и штрафы. Полных студентов в принципе не было, потому что физподготовка была на очень высоком уровне.
В графе расходов института была такая: "деньги на удовольствия". По церковным праздникам и в дни рождения императорской фамилии всем студентам одинаково, невзирая на успеваемость, поведение и благосостояния выдавалась одна и та же сумма денег, которую студенты могли потратить на развлечения и прочее.
Вторая половина бального зала посвящена космосу, вероятно, потому что в 1988-2007 ректором, а с 2007 президентом университета геодезии и картографии был Виктор Петрович Савины́х.
Здесь нам рассказывают про съемки фильма "Салют-7", мы видим книгу "Записки с мертвой станции" и многое другое.
Да, в фильме очень много не так, как было на самом деле. Да, была сложная ситуация, но она была совершенно иная.
Несведущие, вроде меня, люди интересуются -в чем же сюжет. Космическая станция ушла с орбиты, не отвечала на запросы, и полгода болталась непонятно где.
Мы тут видим макет станции "Мир", один из 4-х существующих (еще есть в квартире у Леонова, в Звездном городке и в музее космонавтики)
Марсоход сделан аспирантами института, увы, проект закрыли перед самым уже выездом на испытания марсохода на камчатском грунте.
Скафандр маленького размера, потому что подарен японским космонавтом.
А далее за стеной была алтарная часть церкви, сейчас там сделана комната Аксакова. Туда можно записаться на отдельную экскурсию. По поводу этого нововведения мнения сотрудников института разделились, многие считают, что это кощунство. Гораздо более логично было бы устроить там часовню, в принципе, я с этим согласна.
На том экскурсия наша заканчивается. Большое спасибо экскурсоводу