Итак, снимать бесплатно нельзя, сейчас уже жалею, что не заплатила, ибо в сетях этих архивных материалов пока нет.
Из уст куратора узнаем, что 10 музеев приняли участие в организации этой выставки, многое показано впервые.
Не нахожу в сети:
Богаткин, чудесная иллюстрация к "Мещерская сторона", гуашь.
Иллюстрации племянника Чехова, художника Сергея Михайловича Чехова также к "Мещерской стороне".
Вообще, представлено много авторских листов с различными иллюстрациями.
Письмо Федин-Паустовскому Чистополь:
"Скоро год, как мы встретили страшную весть на террасе моей дачи..."
Открываю для себя, что Паустровский не только писатель, но и драматург.
Письмо от Таирова про "Северянку", с приглашением на рыбалку на Обь:
"Могу вам сообщить что в Камерном театре не в пример Художественному, где ваша пьеса будет поставлена примерно к началу следующей войны, есть твердое решение пустить пьесу в репетиции на следующий же день после того, как вы нам ее сдадите."
7 июля 1942 .
Шарж Игина по картине "Рыболов" (из сети)
Витрины с личными вещами: книга Аксаковы "Об ужении рыбы". Леска и крючки, компас, кепка. Журнал с очерком "Разговор о рыбе". Записные книжки.
Документы, членские билеты, пропуск на Красную площадь в день похорон Горького (Именно благодаря Горькому, Паустовский смог посвятить себя творчеству, расстаться с журналистикой)
Флаг из похода с пионерами по р.Десне. Фотографии из этого похода.
Книги-первоиздания 30-40-х годов.
Слушаю экскурсовода:
Повесть "Кара-Бугаз" принесла популярность, переиздавалась несколько раз за короткое время.
Далее "Колхида" на основе дневников и путевых заметок.
В витрине очерк о невеждах и приспособленцах в литературе, об угождении невежественным редакторам, эта ситуация осложнилась после смерти Горького. Естественно, очерк не был опубликован. Но рукопись сохранилась в архивах музея литературы.
Письма Гайдара, они крепко дружили.
Письмо Роскина" "Итак, вы позорно разоблачены: Солотча - не Мещерский край. Мещерский край - район Зарайска. И никогда в Солотче мещера не жила..."
Записи на листках стихов Пастернака, Мандельштама в 30-х г.
Рукописи "Снег", "Телеграмма".
Фронтовые блокноты.
Также открываю, что Паустовский - участник и первой, и второй мировых войн.
То, что он работал кондуктором и вожатым на московском трамвае - это мне рассказали на экскурсии по Тимирязевке, но затем, оказывается, он служил санитаром на тыловом и полевом санитарных поездах.
С началом Великой Отечественной войны Паустовский военным корреспондентом, служил на Южном фронте. В письме осенью 1941 года он писал: "Полтора месяца я пробыл на Южном фронте, почти всё время, не считая четырех дней, на линии огня…"
Еще в 1916 году посылал Паустовский Бунину свои стихи, и тот ответил, и посоветовал обратиться к прозе. И все это сохранилось, я смотрю на письма, за блокноты и думаю: "Все хранил, ничего не выкидывал!"
И все это потом пригодилось при работе над главной книгой - "Повесть о жизни" («Повесть о жизни» состоит из шести книг: «Далекие годы» (1946), «Беспокойная юность» (1954), «Начало неведомого века» (1956), «Время больших ожиданий» (1958), «Бросок на юг» (1959-1960), «Книга скитаний» (1963))
Отрывок из "Далекие годы", одна глава в виде рассказа была опубликована в журнале, и писатель получает отзыв Бунина на открытке. И эта открытка также представлена на выставке.
Осень 1918г. Рукопись: "Осень. Начало октября. Лучшее об осени - стихи Северянина: "День ало сиз, лимоннолистный лес драпит стволы в туманную тунику..." (как ни странно, гугл мне и этого стиха не нашел. какой-то у меня странный гугл.)
Рукописи с правками первой и второй, несостоявшейся, книги "Золотая роза".
И вот раздел, лучше всего подходящий к названию выставки "Без купюр".
Тут представлена глава "Медные подковки" из "Книги скитаний" о смерти Маяковского авторская версия с редакторскими правками. И такие же ботинки, предоставленные музеем Маяковского.
Фото с похорон Маяковского, автограф его стихов, фото с дачного отдыха.
И - главное - полностью глава, которая целиком не вошла в книгу. И ее впервые можно прочитать лишь здесь и сейчас.
Переписка с Е.Булгаковой. Именно благодаря хлопотам и статьям Паустовского вернулись в свое время в литературу имена Булгакова, Грина, Бунина, Цветаевой. Начались их переиздания.
Фото и переписка: Лидия Делекторская, муза Матисса и добровольный переводчик Паустовского на французский. Оказывается, он был представлен на Нобелевскую премию, но получил ее тогда Шолохов.
Картина Мамонова "Пейзаж. Таруса" принадлежала Але Эфрон. Тоже не гуглится.
История с Тарусой начинается для Паустовского в 1955, далее сюда начинается паломничество друзей, пионеров, молодых литераторов... В витрине - письма в защиту Бродского, личное, Паустовского, и общественное, с Чуковским и Ахматовой.
Его заслуга - издания бесцензурных литературных альманахов "Литературная Москва" и "Тарусские страницы", где впервые опубликованы 40 стихов Цветаевой и прочие диссиденты. Тираж постарались изъять, закрыли даже издательство.
Личное дело о поездках за рубеж и т.д.
На стене - работы сына Паустовского, Алексея.
"Моя писательская жизнь началась с желания всё знать, всё видеть и путешествовать. И, очевидно, на этом она и окончится." (с)
А мне надо сходить в музей в Кузьминках.
http://mirpaustowskogo.ru/?q=paustovsky-bez-kupyur-vistavki