Боголюбов - экскурсия

Nov 18, 2016 16:19

Библиотека искусств на Сущевской улице носит имя Алексея Петровича Боголюбова, художника, имя которого на 70 лет Советской сласти было предано полному забвению. Неудивительно поэтому, что 2/3 посетителей библиотеки имя это не знают, да и я, если честно, не знала.



Сущевской улица именуется по прежнему селу Сущево. Когда стоишь рядом со зданием библиотеки, слышен колокольный звон церкви Пимена и видна Сущевская пожарная каланча.


Ранее улица называлась Казанской по церкви Казанской иконы Богоматери, разрушенной в 30-е.


И вот на месте, где сейчас библиотека, прежде был первый и последний, единственный личный дом художника Боголюбова, построенный по его собственному проекту.
Это был 2-этажный деревянный особняк, габаритами с нынешний 3-этажный новодел, этакая городская усадьба в деревенском стиле. Позднее мы увидим ее макет.



Покидая Россию по состоянию здоровья, Боголюбов продает дом племяннику Павла Третьякова, Николаю Третьякову. Случилось это в 1891г. И архитектор Эриксон сооружает парадную каменную пристройку, сохранившуюся до наших дней.



Именно тогда вход стал с боковой части, а не с улицы, как было прежде. Тогда же делается каменная ограда и привратницкая.


В 1896г. Третьяков умирает, в доме остается вдова с детьми.
Библиотеку размещают в здании в 1919г., вот только тогда она получает имя Сурикова. Не Сурикова художника, а Сурикова-поэта. Нет, не слышали? А "вот моя деревня, вот мой дом родной..."? А "степь да степь кругом..."? А "Что стоишь качаясь..."?
Ага!
В войну библиотека не закрывалась.
Имя Боголюбова библиотека получила в 1996г., а историческое здание снесли в 2001г., когда смета на реставрацию получилась запредельной.

От всей истории осталась внешний облик пристройки Третьякова с деталями интерьера, которые грудью закрыли реставраторы при сносе. Например, деревянные панели в холле.



Далее мы гуляем по новому зданию библиотеки, по разным залам, попутно слушая историю жизни художника.





А почему же имя Боголюбова было стерто из истории советских времен? Нет, не из-за фамилии, а из-за того, что считался придворным живописцем. Был дружен по-настоящему с Александром Третьим, еще до его коронации.
Вот фото: Александр справа впереди, третий на фотографии - Победоносцев, обер-прокурор св.Синода - одного этого снимка достаточно, чтобы имя было предано забвению.
"Наша взаимная любовь и дружба основана на взаимной любви к русскому искусству", - писал художник об императоре.
Теплые отношения были и с Марией Федоровной, она брала уроки живописи по-дружески, обращалась за советами по приобретению предметов искусства для коллекции или в подарок.
Александр вообще не должен был стать императором, ему досталась эта чаша после скоропостижной кончины наследника, Николая Александровича.

По материнской линии Алексей Петрович приходился внуком Радищеву. Мать, Фекла Радищева - дочь писателя от второго брака, воспитала сына в почитании к деду.
И у Боголюбова была мечта - открыть в Саратове (поскольку Радищев - уроженец Саратовской губернии) музей и назвать его именем деда. На осуществление этой мечты ушло 10 лет, но в 1885г. музей был открыт. Художник передал в музей все собираемые с этой целью в течение долгого времени предметы искусства.
В музее был и есть снова зал Боголюбова (фото второе слева на стене)

Первая жена художника умерла, после переезда в Париж, он встретил женщину и прожил 30 счастливых лет в гражданском браке.
Французская баронесса Елизавета Шивр умерла на полгода раньше Алексея Петровича, завещав свое состояние Саратовскому музею, точнее, рисовальной школе при нем.

Фото слева от портрета - класс рисовального училища. Ранее классы располагались в полуподвале музейного здания, сейчас худ.школа занимает отдельное помещение. Эти рис.классы закончили Петров-Водкин, Борисов-Мусатов.

Еще на стене фото церкви, где отпевали художника, когда тело перевезли из Парижа в Петербург, по завещанию его хоронили рядом с женой, вот только потом во время войн и революций, захоронение переносили и ... затеряли следы. Памятная плита установлена на примерном месте.

Каминный зал.



В коридоре предоставлена площадь для выставки коллекции муз.инструментов Анны Сосновской, насчитывающей около 200 экземпляров, и где почти каждый имеет свою историю. Например, шаманский барабан подарен некому врачу шаманом племени, за избавление всего племени от кишечной инфекции.. Есть инструмент из броненосца, один из последних таких, потому что после 1950г. броненосцев использовать для этого дела запретили. Есть штука с печатью на ткани 1905г.

В этом же коридоре - репродукции работ художника - заказ Морского штаба к 200-летнему юбилею флота. Это было 100 блестяще выполненных работ.

И вот тут возникает вопрос, который не может не возникнуть: Боголюбов и Айвазовский. Оба - официальные художники морского штаба. Но этот заказ получает именно Боголюбов. Почему?

У Боголюбова есть мемуары "Записки моряка-художника". В начале жизни он испытывал восторг от Айвазовского, ближе к концу - называл того ремесленником.
Так вот. Боголюбов закончил кадетский корпус, 17 лет прослужил морским офицером. Его работы не только живописны, но и технически грамотны по изображению оснастки и, даже, траектории полета ядра.

А мы заходим в зал, называемый залом изучения творческого наследия Боголюбова.


Портрет Боголюбова кисти Репина, бывшего его учеником. Этот портрет писался с 2-х сеансов натуры в 1882г., после болезни Алексея Петровича, здесь, в этой усадьбе.

Алексей Петрович родился в 1824г. в с.Померанье Новгородской губернии. Отец его служил там по дорожному ведомству, умер он рано, воспитанием детей занималась мать, выпускница Смольного института.
Учился в Александровском малолетнем кадетском корпусе, а оттуда переведен в Морской кадетский корпус в Петербурге, окончил его в звании мичмана в 1841 году. Закончил третьим по знаниям, но 17-м по дисциплине. Увлекался юноша карикатурами, в том числе и на преподавателей, за что был бит розгами неоднократно.
Служил на флоте 17 лет, при этом рисовал со студенчества.
И вот 1849 году Боголюбов оказался в числе офицеров корабля «Камчатка», на котором отправился на Мадейру для поправки здоровья герцог Максимилиан Лейхтенбергский, президент Академии художеств. Увидев рисунки молодого офицера, он был заинтересован. За границей герцог был с визитами у Брюллова и Иванова, которые тоже положительно отозвались о мастерстве Алексея Петровича.
"Может в России и достаточно морских офицеров, но подобных художников явно недостает" (с). Герцог лично ходатайствовал перед Николаем Первым о совмещении деятельности Боголюбова.
В 1850 году Боголюбов поступил в Академию художеств свободным слушателем. Закончил с золотой медалью в 1853г., после чего подает прошение об отставке. Несмотря на то, что Россия накануне Крымской войны, прошение удовлетворяют. Более того, он получает назначение художником Морского штаба и едет в качестве пенсионера за границу на 7 лет.

Для интереса: Синопский бой двух художников



За границей Боголюбов общается со многими европейскими художниками. В Дрездене художник Михелис поселяет в нем идею создания музея.
По возвращении организуется отчетная выставка, после которой сразу получает звание академика живописи - это уникальный случай. И первого ученика - Шишкина.
Выставка долго пользуется успехом и популярностью, за посещение взымается символическая плата. Но поскольку проходимость высокая, то доход она приносит. Художник распоряжается передать выручку на благотворительность - вдовам и сиротам художников.
Женился в 1858г.
Жена, Надежда Павловна Нечаева, умирает через 7 лет брака в возрасте 26 лет. Следом умирает 9-месячный сын. После этих трагических событий у художника и начинаются проблемы со здоровьем: открывается мозговая горячка, которая едва не привела к потере зрения.
Позднее врачи категорически рекомендовали сменить климат, поэтому Алексей Павлович и уехал в Париж, бывая в России лишь наездами.
На портрете этом художнику 58 лет, но выглядит он значительно старше. Умер в 1896г.

Первый этаж дома занимала семья брата, а второй принадлежал Алексею Петровичу. Наверх вела дубовая лестница, на перилах вязью было вписано имя художника.
В крыше был световой фонарь, по периметру - галерея для работ и коллекций.
А по периметру периметра - комнаты. Там, где скошен угол дома - мастерская.


Современные акварели Н.Леоновой изображают внутреннее убранство дома.


Еще одна картина изображает дачу семьи художника, где она находилась - информации нет. Известно лишь, где был дом дяди жены - дом Жеребцова в Алтуфьево.

Про теплые отношения с императорской семьей мы уже знаем.
И вот именно благодаря им, после беседы с Александром Третьим мы обязаны появлению Русскому музею. Было сказано, что вот в Москву есть музей русского искусства - Третьякова, а в Петербурге ничего подобного нет.

В ряду лучших друзей художника - И.Тургенев.
После смерти Тургенева, Алексей Петрович записывает: "Третий раз в жизни испытываю я такое горе..."
С помощью писателя был составлен ультиматум для саратовской думы. "Если не нуждаетесь, то так и скажите, найдется немало городов, надо думать, которые с радостью примут в дар коллекцию стоимостью 75000 рублей и деньги на содержание..." - в таком духе. После этого дума вздрогнула и выделbли место на самой красивой площади города под здание музея. Здание со световым фонарем, как на доме художника.
Много препятствий надо было преодолеть, чтобы добиться высочайшего разрешения на название музея "Радищевским". И еще долго после этого в придворных кругах не могли успокоиться - "на каком основании в Саратове музей назван Радищевским - именем революционера".
А Александр Третий на открытие музея прислал телеграмму с подписью "Ваш Саша".


Напоследок нам показывают Голубую гостиную, отреставрированную по подобию оригинала.



И зал редкой книги. Тут все организовано по подобию кабинета Николая Второго. Деревянные пилястры - оригинальные, из дома Третьякова.





Хороший сайт по теме еще:
http://www.smr.ru/centre/win/artists/bogol/biogr_bogol.htm

экскурсия, художник, ДУ

Previous post Next post
Up