30 мая Мосгорсуд отклонил жалобу театральной режиссерки Жени Беркович и оставил в силе решение об ее аресте по делу об оправдании терроризма в спектакле «Финист Ясный Сокол». Постановщица останется в СИЗО. (с)
Речь Жени Беркович на заседании суда по апелляции:
"Я не причастна к преступлению, поскольку его не было. Я причастна к постановке спектакля, который не является преступлением.
В этом спектакле совершенно четкий посыл: терроризм - это страшное зло. В наше время многие женщины становятся участниками и жертвами этого зла. Если проблема существует, нужно с ней разбираться. Нужно понять, почему это происходит. Это не значит - оправдывать. Доктор тоже должен понимать причины болезни, чтобы правильно ее лечить.
Спектакль - произведение искусства, которое не может быть сделано по принципу плаката. Наш спектакль имеет ценз 18+, он ведет диалог со взрослыми людьми. И невозможно говорить о зле, не показывая этого зла. Как Достоевский не мог бы написать "Преступление и наказание", не разбираясь на 600 страницах с мотивациями героя. Иначе это не работает. В этом спектакле нет и не могло быть оправдания терроризма.
Спектакли делаются большим количеством людей: за два года в процессе его создания участвовали сотни людей, в том числе сотрудники министерства культуры РФ, которое выделяло нам грант и знакомилось с материалами. Неужели вы думаете, что они дали бы нам хоть копейку на оправдание терроризма? За три года этот спектакль посмотрели сотни зрителей в трех городах, театральные критики и эксперты фестивалей, и никто ни разу не заподозрил в нем оправдания терроризма. Я до сих пор получаю письма с благодарностями, что мы обратили внимание людей на эту проблему, которую они смогли заметить и вовремя предотвратить в своих семьях.
Я понимаю, что оправдание терроризма - это страшная статья и ответственность в 21 веке. Но по мнению эксперта Силантьева в этом спектакле одновременно пропагандируется исламский терроризм и радикальный феминизм, что в принципе невозможно. При этом сам Силантьев в своих комментариях делал заявления явно ксенофобского характера.
На основании этой экспертизы я 25 дней нахожусь в следственном изоляторе, в холодном подвале. Меня оторвали от моих детей, и что для них это пытка - не эмоциональное преувеличение. Они много пережили в своей жизни, и у нас 4 года ушло на то, чтобы они перестали кричать по ночам в страхе, что их снова бросят. И каждый день, когда меня нет рядом с ними, каждая минута обрушивает эту огромную работу. Это может кончиться тяжелейшим срывом, после которого уже не восстановиться.
В чëм они виноваты? В чëм виновата моя 90-летняя бабушка, пережившая войну, которую я не смогла поздравить 9 мая и не могу объяснить, почему я здесь. Это бесчеловечно и нарушает все нравственные ценности.
В экспертизе мне вменяют отрицание традиционной роли женщины по обслуживанию детей. Так вот, ваша честь, больше всего на свете я сейчас хочу обслуживать своих детей".
Открытое письмо в ФБ накануне:
"Привет, котаны!
Я тут жива-здорова. Страшно хочется домой!
План такой:
Подъем в 12.00; валяние с телефоном до 13.00; завтрак: шампанское, бутерброд с красной икрой, фисташковое мороженое, клубника, сырная тарелка; 14.00. личное время: ванна, обмазывание кремами, игра в шарики, чесание котов; 17.00 гости, исключительно либералы и интеллигенты. Выпивание холодного белого во дворе. 18.00 обед переходящий в ужин; 20.00 поездка в центр с посещением бара, пешей прогулкой по бульвару, и далее по ситуации.
Но пока я здесь, и веры в апелляцию, хм, немного. Приходится самой себе устраивать радости (вашей помощью!).
У меня теперь есть соседка, она совсем малышка, так что я о ней немного забочусь. (Потому что вы мне насовали столько заботы, что я как недоенная корова: мычу и непременно должна кого-то кормить)
У нас была великолепная пятница. Мы вымылись даже в горячей воде, мне принесли огромную посылку с фруктами и всякой вкуснотой, я написала целую главу в будущую книжку. А потом я заставила соседку отдать пульт, вместо бесконечной Ясновидящей Раисы и шоу «4 свадьбы», включила «Культуру» и заставила ее сесть писать письмо отцу, с которым она страшно поссорилась. А я лежала и читала книжку «Когда бог был кроликом», которую мне прислал кто-то из вас. И второй раз плакала за этот месяц. Спасибо!!! Рыжик, обязательно прочти. Там есть героиня по имени «Рыжик», и она тебе точно понравится.
Видела безумную женщину на полу в «сборке». Видела двух девушек в платках, вышедших из церкви и обнимавших березу. Видела девчонок, которые пели хором «владимирский централ». Видела старую грузную армянку, которая плакала потому что запуталась, чья очередь идти к начальнику сизо. Видела начальника сизо, клянчила возможность проникнуть в местный театральный кружок. Видела таракана. Написала ему стихи. (Почтенный жанр-стихи таракану):
Здравствуй, друг мой таракан.
Мне приснился Абакан,
Мне приснились облака,
Это всё пока, пока.
Вот помойка, вот ведро,
Это все твое добро,
Это все твои хлеба,
Потому что жизнь борьба.
Что, дружище многоногий,
Хороша твоя стена?
У меня есть две дороги,
У тебя всего одна.
Повезут меня на суд,
И, возможно, срок дадут,
Иди выпустят домой,
Ну а ты, приятель мой?
Ты останешься в ведре,
Будет солнце во дворе,
Будет воля, будет дом,
Только все потом, потом.
В общем если кто сильно страдает из-за либеральной нелюбви к народу, пусть суда приезжает, места всем хватит. А уж народа тут - люби не хочу. Я, если что, хочу. Но домой с шампанским больше хочу, для разнообразия.
С любовью и бешеной благодарностью, Эдвард-Руки-За спину.
P.S. А все уже пошутили, что наш театр надо переименовать в «Дочери СИЗО»?"