для себя. Пушкинский музей - новый директор.

Mar 30, 2023 15:02

Две точки зрения.
1.
Республика,  Мак Ирина
"Вчера в ГМИИ им. А.С. Пушкина уволился прежний генеральный директор и появился новый. На фоне утреннего известия про обыски у остающихся в России сотрудников «Мемориала» вчерашняя новость безусловно меркнет, как и написанный ночью на эту тему текст. Но все это - и обыски, и смена руководства в одном из главных музеев страны - части одного сюжета, очень печального. Можно представить себе, какие события всему этому предшествовали и каких теперь ждать новостей.
«По личным обстоятельствам я покидаю пост директора Государственного музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина. Я благодарна всем, кто все эти годы с нами сотрудничал и помогал совершить яркие выставочные проекты», - цитирует РБК слова Марины Лошак,комментирующей свой уход из ГМИИ, который она возглавляла 10 последних лет. Точнее, почти 10: назначенная директором в июле 2013-го, она чуть-чуть не досидела в знаменитом кабинете до юбилея.
Кажется тем не менее, что ушла Марина Лошак вовремя. Понятно, что устала - но это не «я устал, я ухожу». Это вынужденный, но уместный уход деятельного человека, не видящего возможности дальнейшего компромисса. По крайней мере, Лошак не грозит то, что случилось с ее коллегой из ГТГ Зельфирой Трегуловой, узнавшей о непродлении с ней контракта день в день из СМИ. Контракт Марины Девовны с Минкультом истекает 2 апреля, а заявление об уходе по собственному желанию написано 20 марта - две недели, оставшиеся до часа Х, уйдут на передачу дел.
Я не сравниваю героинь и ситуации, в которых обе оказались. Ситуация, собственно, одна, но музеи разные. Третьяковка - пафосная витрина отечественного искусства, в период насильственного патриотизма обретающая дополнительные смыслы и призванная государством служить низким целям. За экс-директора ГТГ можно порадоваться, что это будет делаться не ее руками. Другое дело - Пушкинский музей, вроде бы разрешенная либеральная витрина. Либеральная - потому что показывает зарубежное, изначальное чужеродное, с точки зрения власти, искусство. С иностранцев спрос другой.
Так было и в советские времена, к которым все больше отсылает современность. Вспомним, что и работы Марка Шагала, созданные до его эмиграции из России, впервые в СССР повесили в ГМИИ, на выставке «Москва - Париж», и только годы спустя - в ГТГ. Это не единственный, но не случайный пример.
В последние годы Новая Третьяковка, демонстрирующая искусство XX века, изрядно пополнилась совсем современными вещами. Новыми, актуальными. Третьяковке и ее Отделу новейших течений, который пользовался у прежнего директора заслуженной свободой, этого явно не простили. Очевидно, что откровенные выставки contemporary art, которые проходили там и после начала войны и отсылали к ней в том числе, ушли в прошлое. До последнего времени ГМИИ пользовался, возможно, большей свободой, чем ГТГ - но не теперь.
Скорее всего, перед директором Пушкинского музея были поставлены задачи, на которые она ни при каком раскладе не готова подписаться.
Да и нужно ли? Музей зарубежного искусства в условиях изоляции от зарубежья - сомнительная перспектива.
Несправедливо однако было бы назвать это увольнение безвременным: 10 лет для директора музея - чрезмерный срок в любой адекватной стране. Кажется, нигде никто больше восьми лет одним и тем же музеем не руководил. Ротация - условия для нормальной жизни музея не достаточные, но необходимые. Директора должны сменять друг друга, и вопрос, на кого поменяют Марину Лошак, уже закрыт. Но надо признать: она была лучшим, что случилось с Пушкинским музеем в нынешнем столетии.
Филолог по образованию и одесситка по рождению, Марина Лошак успела поработать в музее - литературном - еще в в Одессе. Переехала в середине 1980-х в Москву вместе с мужем, журналистом Виктором Лошаком, в 1991-м вместе с Любовью Шакс и Еленой Языковой основала галерею «Роза Азора», просуществовавшую 30 лет. В 1998-м, став атташе по культуре банка СБС-Агро, возглавила принадлежавший банку Московский центр искусств на Неглинной, где устраивала выставки русского авангарда. Марина Лошак была директором московской галереи нью-йоркского галериста Гари Татинцяна, вместе с Марией Салиной открыла в 2007-м галерею «Проун». В условно либеральном - до аннексии Крыма - 2012-м заняла придуманный для нее Сергеем Капковым, главой Департамента культуры Правительства Москвы, пост арт-директора МВО «Манеж». И всего через год пересела оттуда в кресло гендиректора ГМИИ, только что освобожденное Ириной Антоновой, занимавшей его 52 (!) года и оставившей после себя выжженную пустыню.
С последним утверждением едва ли согласятся некоторые сотрудники ГМИИ, работавшие с Антоновой и возмущавшиеся нововведениями Лошак. Но проблема была реальной: на протяжении десятилетий Ирина Александровна так старательно избавлялась от всех сколько-нибудь ярких людей, что никто из уцелевших не мог претендовать после ее ухода на роль преемника. Пришлось искать на стороне. И Марина Лошак стала для музея билетом в новую жизнь, о которой мы будем вспоминать с восхищением и благодарностью.
Первые выставки в стране классика видео-арта Билла Виолы и «сожженной» живописи Цай Гоцяна, японское искусство эпохи Эдо и работы героев Лондонской школы - Фрейда, Бэкона etc, «Лейденская коллекция» американского миллиардера Томаса Каплана, привезенная в Москвe после премьеры в Лувре, и Джакометти, Ив Кляйн, Болтански, Герхард Рихтер из собрания фонда Louis Vuitton - всем этим не исчерпываются заслуги и визионерские таланты Марины Лошак, щедро внедрявшей современное искусство, современные идеи и дизайн в классический музей.
Благодаря ей мы увидели собранные в одном пространстве питерскую и московскую части коллекции Щукиных и выставку «Бывают странные сближенья…», составленную на основе коллекции ГМИИ и многих других, в том числе французских собраний Жаном-Юбером Мартеном, экс-директором Центра Помпиду и куратором 5-й Московской международной биеннале современного искусства. Показанную в 2017-м в ГМИИ (а перед этим в Брюсселе и Карлсруэ) фантастическую выставку «Лицом к будущему. Искусство Европы 1945-1968» можно сравнить по уровню с разве что с прошедшей в ГТГ в 2021-м (а до этого в Берлине, а после этого в Париже) выставкой «Многообразие/Единство», представлявшей работы современных художников самого первого ряда, созданные в наши дни. И опять же, все это - в прошлом. В настоящем нечего о таком и мечтать.
Директора упрекали в том, что она приняла под свое крыло региональные центры современного искусства, потерявшие в тот момент самостоятельность. Но это было не ее решение, и возможно, это был лучший выход в условиях, когда хорошего выхода не существует.
Ей пеняли на светскую неразборчивость, умение «дружить» с властью, ловкость в общении с путинскими олигархами, готовыми тратиться на музей. Но других олигархов в нашей чудной стране нет, а государство деньги на выставки государственным музеям давно не дает. Это не оправдание, но описание реальной ситуации, нравится она или нет. А на роль святой тут никто не претендует.
Странно было скорее, что Марина Лошак до сих пор оставалась на посту директора.
Если иметь в виду родственные связи - дочь, Анну Монгайт, работающую на телеканале «Дождь», и племянника мужа, Андрея Лошака, известного оппозиционного журналиста, также покинувшего Россию (оба признаны Минюстом РФ «иностранными агентами»), трудно сомневаться в том, что контракт с Мариной Девовной не продлили бы в любом случае. Пришло другое время - и время других директоров. Не красных, не коричневых - других. Дальнейшую деятельность музея, как и строительство музейного городка, идущее который год, возглавит новый человек.
Елизавета Лихачева, директор Государственного музея архитектуры им. А.В. Щусева, официально подтвердила, что согласилась на предложенный ей пост гендиректора ГМИИ им. А.С. Пушкина. Нынешний ее контракт истекает 21 марта - то есть, сегодня. Так что все складывается, и даже логичнее, чем в случае с Еленой Проничевой, новым гендиректором ГТГ. А репутацию Лихачевой и так трудно испортить - по крайней мере, в глазах тех, кто помнит, каким скандалом сопровождалось ее назначение на должность директора Музея архитектуры, где она сначала возглавила, в качестве замдиректора, созданный в 2014 году в частном Доме-мастерской Мельникова Государственный музей Константина и Виктора Мельниковых.
Сегодня уместно привести как минимум позорную историю о выселении из дома внучки великого архитектора Екатерины Каринской: как захлопнули дверь за пожилой (80+) женщиной, вышедшей на улицу в кофте покурить (дело было в октябре), как нанимали ЧОП (на деньги олигарха) для охраны дома от родственников. В этом конфликте, справедливости ради, не было правых, но подобное поведение руководства дискредитирует и сам музей - это уровень, до которого не имеет права опускаться никто.
Лихачева при этом показала себя активным, деятельным директором - но ни разу не визионером. Откровенно коммерческие выставки, которых за годы правления Лихачевой хватало, наверняка принесли музею прибыль, активность ее была заметна - но и только. Даже недавняя выставка Константина Мельникова, чей архив в свое время оказался в музее, не стала открытием - хотя должна бы. Почему? Наверняка тут много причин, но главная состоит в том, что директору Музея архитектуры не по силам монографический проект такого масштаба. Тем более ей не по плечам масштаб ГМИИ.
Другое дело, что масштаб тут никого не интересует - авторитарная, тоталитарная власть, пока она власть, окружает себя прежде всего верными людьми. Это не сегодня началось, в Третьем Рейхе, к примеру, за пару лет заменили директоров более 50 музеев - и сменщики стали подпорками диктатуры. Когда складываются условия, все непременно повторяется: профессиональных меняют на лояльных. Утешает только, что лояльность - сомнительный, и главное, краткосрочный козырь, а лояльные - по определению, временщики."

2. С. Багдасарова пишет 25 марта:
"За деятельностью Елизаветы Станиславны на посту директора Музея архитектуры (МУАРа) я наблюдаю последние несколько лет с огромным уважением и восхищением. Когда в 2010 году скончался его блестящий директор Давид Саркисян, начавший вытаскивать его из стагнации, это сильно замедлило развитие МУАРа. Лихачева в 2017 году стала новым директором, и ей пришлось решать огромное количество накопившихся проблем, что она делала все эти годы очень энергично, тщательно и, главное, последовательно. Многих это и тогда не устраивало, но универсальных путей радовать всех не существует.
Главное, что Лихачева -- настоящая "музейная", из искусствоведческой семьи, она университетский (МГУшный) человек. Из тех безумцев, которые бы в блокаду жертвовали бы собой ради спасения экспонатов. Она отличный организатор, умеет решать проблемы и вести жесткие переговоры (что интеллигентствующих эстетов очень раздражает). Да, у нее специфический имидж и манера общаться -- от сильной индивидуальности и очень энергичного темперамента. Отличный, но сложноватый юмор, немного царапающее словоупотребление -- думаю, теперь оказавшись намного более "на виду", она подкорректирует это, чтобы не провоцировать идиотов.
По моему мнению, Пушкинскому музею повезло, что назначили именно ее, необыкновенно трудолюбивого человека, полного идеалистических представлений о том, что искусство меняет людей к лучшему, и что культуру необходимо хранить и беречь. А не очередную ухоженную девицу, из тех которые думают, что "быть директором -- это изящная работа для барышни", а потом попросту не появляется на рабочем месте неделями. Учитывая текущие времена, новым директором ГМИИ мог оказаться кто угодно. Реально -- вообще, вообще кто угодно. Желаю Елизавете Станиславне не надорваться, учитывая авгиевы конюшни столь много лет строящегося Музейного квартала."

И ее же интервью:
https://www.theartnewspaper.ru/posts/20230327-rrzb/

политика, музей

Previous post Next post
Up