выставка "Улица Мандельштама" 26.06.22.

Feb 09, 2023 19:33

Эта выставка вроде как часть постоянной экспозиции.  На 4 этаже на Зубовском бульваре она заслуженно заняла три комнаты как часть музея литературы 20 века.





Первый зал - московская жизнь Мандельштама.
В.В. Шкловская-Корди вспоминает, что в последний москвоский период 1937-38гг. приехавшие в Москву Мандельштамы часто не имели места для ночлега. Тогда Надежда Яковлевна шла в перенаселенную квартиру брата, а Мандельштам приходил в Лаврушинский, к Шкловским. Там в небольшом чуланчике рядом с кухней стояла дряхлая кушетка. Мандельштам ложился на нее, клал на голову подушку и, отгородившись таким образом от окружающего мира, сочинял стихи.


Родился в Варшаве в 1891г.


Отец был купец 1 гильдии, перчаточник. Первая гильдия позволяла семье жить вне черты оседлости, несмотря на происхождение.
"Истоки клана Мандельштамов идут из Жагор, города Шавельского уезда Двинской губернии в Прибалтике. Род этот был одаренный, и наиболее талантливые и деятельные его представители пробивали себе дорогу и покидали Жагоры... Жагоры был ничем не присечательным городишком. С незапамятных времен в нем сохранялись ортодоксальный быт и нравы... В семье отца русский язык, культура и даже грамота были под запретом. Почтительно и бережно хранились лишь Талмуд и другие священные книги. Все это было характерно для жизни в черте оседлости." (Е.Э. Мандельштам)


"Детей воспитывала и вводила в жизнь мать и в какой-то степени бабушка со стороны матери С.Г. Вербловская, всегда жившая с нами. Матери мы обязаны всем, собенно Осип." (Е.Э. Мандельштам)
В 1897г. семья переехала в Петербург, там Осип поступает в Тенишевское частное училище, считающееся лучшим.


"А все-таки в Тенишевском были хорошие мальчики. Из того же мяса, той же кости, что на портретах Серова. Маленькие аскеты, монахи в детскм своем монастыре, где в тетрадках, приборах, стеклянных колбочках и немецких книжках больше духовности и внутреннего строю, чем в жизни взрослых." (О.Э. Мандельштам)


Затем встал вопрос о высшем образовании. Мандельштам стал вольным слушателей в университете Петербурга на курсе естественных наук. В 1907 уезжает в Сорбонну, но и там не заканчивает образование. Но там он изучает французский и философию, и знакомится с Гумилевым. И спустя год едет в Германию, в Гейдельберг, погружается уже в ту культуру. И снова, не закончив, обучение, возвращается в Петербург.
"С осени (1909) Осип уехал в Гейдельберг, где занимался у профессоров знаменитого университета. И мы с ним вновь встретились уже в этом старинном городе, куда мать приехала проведать сына и посмотреть, как он устроился. Брат показывал мне город и замок, где находился музей. В окружении такой средневековой старины я был впервые. Мне, мальчишке, конечно запомнились лица студентов-корпорантов со шрамами - следами дуэлей, частых среди членов разных корпораций, и разноцветные шапочки, удостоверяющие их принадлежность к тому ии иному землячеству." (Е.Э. Мандельштам)


Дела у семьи к тому времени пошатнулись. В университете поступает уже на филологический факультет, для этого ему пришлось принять крещение. Семья этот поступок не одобрила. Но, спустя 6 лет, доучиться до диплома он так и не смог.
Зато за эти годы Мандельштам вошёл в литературные круги Петербурга. Популярным местом была т.н. "башня" В. Иванова, где и произошёл раскол символистов на их и акмеистов.




Акмеисты описывали мир через предметный мир, а символисты поевращали реальность в символ, это если очень упрощённо сформулировать отличие.
Камень очень важен в поэзии акмеизма, камень как воплощение бытия.
Сборник "Камень" Мандельштама переиздавался трижды (1913, 1916, 1923), но всякий раз поэт менял порядок стихов, и получалась разная книга.
Но с первой публикации "Камня" начинается активная публикация стихов Мандельштама.





Все перипетии страны - мировая война, революция, гражданская война - волновали Мандельштама, отражались в его стихах.
Он становится корреспондентом, сотрудником наркомата просвещения...

Знакомство с Надеждой Хазиной состоялось в 1919г.,  далее были их совместные скитания за годы гражданской войны, этот период недостаточно исследован, и даты и география могут быть различными в разных источниках.
Брак был зарегистрирован в 1921г.. а свидетельство об этом было найдено только в 2019г. (!!!)
В 1920-х выходят сборники "Тристия" и "Вторая книга".



После 1924г. Мандельштам долгое время не пишет стихов. Выходят его прозаические книги "Египетская марка" и "Шум времени".



Мандельштам переводит, пишет критические статьи...
А затем случились разборки насчёт авторства перевода "Тиля Уленшпигеля". Это очень измотало поэта морально и подорвало его репутацию.



И он просит Бухарина о командировке в Армению. Ему предлагают преподавать в Ереване русскую литературу, но то ли он не согласился, то ли помешала смерть наркома просвящения в Армении, но Мандельштамы уезжают на Кавказ только спустя год, в 1930г.
И об их отъезде знали только три человека в ЦК и более никто. Даже в дневниках приятельствующего Чуковского есть запись, что Мандельштам, как Маяковский, вероятно застрелился, иначе непонятно куда он делся.


Возрождается Мандельштам как поэт только после путешествия в Армению.
Тут как версия:  Армения - страна камня, страна гор, там произошло знакомство с современными архитектором Таманяном и художником Сарьяном. Но подробностей об этом, опять же, мало, ведь после ареста Мандельштама переписку или другие свидетельства люди, конечно, старались уничтожить.
Мандельштам писал М.Шагинян, что возлагает надежды на свой очерк "Путешествие в Армению" и на свое дальнейшее поэтическое творчество. Напомним, что поездка была командировкой, оплаченной руководством страны, задача была - описать социалистическую стройку молодой республики. Очерк был опубликован в журнале "Звезда".
И после публикации очерка в 1933г. для Мандельштама начинается полоса неудач.


В газете "Правда" появился отзыв критика С.Розенталя: "От образов Мандельштама пахнет старым, прелым, великодержавным шовинизмом, который, расточая похвалы Армении, хвалит ее экзотику, ее рабское прошлое, ибо о настоящем не написал ни строки Мандельштам. Так "путешествовать" можно сидя в комнате и окружив себя гравюрами, старинными книгами и раритетами армянской старины. Старый петербургский поэт-акмеист Мандельштам прошел мимо бурно цветущей и радостно строящей социализм Армении".


И тогда же Мандельштам пишет" мы живём под собою не чуя страны..."
И в результате арест, ссылка в Чердынь с Надеждой Яковлевной, где они живут в здании больницы.
И психика поэта совершенно расшатана. И происходит нервный срыв, он выходит в окно.


Некоторые люди начинают хлопотать за Мандельштама. Как итог - ему позволяют выбрать город, за некоторыми исключениями, и три года Мандельштамы проводят в Воронеже.
Фото времен Воронежа. Здание редакции газеты "Коммуна", с которой сотрудничали Мандельштамы.


Справка о состоянии здоровья, выданная в Воронеже.


Здесь он писал цикл стихотворений («Воронежские тетради»).


В январе 1937г. Мандельштам написал оду, восхваляющую Сталина. Объясняя это, он пишет в письме к Чуковскому:
"То, что со мною делается - дольше продолжаться не может. Ни у меня, ни у моей жены нет больше сил длить этот ужас. Больше того, созрело твердое решение все это любыми средствами прекратить. Это не является "временным проживанием в Воронеже", "административной высылкой" и т.д. Это вот что: человек, прошедший через тягчайший психоз (точнее, изнурительное и острое сумасшествие) - сразу же после этой болезни, после покушения на самоубийство, физически искалеченный - стал на работу. Я сказал - правы меня осудившие. Нашел во всем исторический смысл. Хорошо. Я работал очертя голову. Меня за это били. Отталкивали. Создали нравственную пытку. Я все-таки работал. Отказался от самолюбия. Считал чудом, что меня допускают работать. Считал чудом всю нашу жизнь. Через 1,5 года я стал инвалидом. К тому времени у меня безо всякой новой вины отняли всё: право на жизнь, на труд, на лечение. Я поставлен в положение собаки, пса…
Я - тень. Меня нет. У меня есть одно только право - умереть...."Воронежская ссылка подошла к концу. Мандельштам нарушает запрет жизни в больших городах.
И в мае 1938г. его снова арестовывают, и уже отправляют на Дальний Восток, где в лагере он и умирает в декабре 1938г.


"В последний раз я видела Мандельштами осенью 1937г. Они - он и Надя - приезжали в Петербург дня на два. Время было апокалипсическое. Беда ходила по пятам за всеми нами. Жить им було уже совершенно негде. Осип плохо дышал, ловил воздух губами. Я пришла, чтобы повидаться с ними, не помню куда. Все было как в страшном сне." (А.Ахматова)

И далее мы переходим в зал, посвящённый Надежде Яковлевне, сохранившей для нас наследие поэта.





Стол из семьи Берштейнов, где хранилась часть архива, разделенная между несколькими доверенными людьми.
"Сам поэт не собирал архив... Тем не менее, какие-то рукописи не выбрасывались, и архив образовывался сам собой. Значительная часть творческих и личных бумаг была конфискована чекистами во время арестов. После гибели поэта. его вдова взяла на себя миссию сохранения архива. Это подразумевало как попытку собрать и сберечь его рукописи и черновики, так и такую неканоническую форму хранения наследия, как запоминание стихов и, отчасти, прозы наизусть.
Кочевая жизнь НЯ делала необходимым хранение основной части архива в надежном месте, у верных друзей. В разное время такими хранителями были разные люди. В 1976г., согласно воле НЯ, остатки архива были переданы в Отделение рукописей и редкой книги библиотеки Принстонского университета США".



Итак, почти весь архив сейчас хранится в США. Документы отсканированы и, при желании, на их сайте можно все это увидеть.
Самиздатовские сборники.


В 1957г. Мандельштам получил частичную реабилитацию, а полную реабилитацию - только в 1987г.
Надежда Яковлевна ее не дождалась.











Уже, наверное, есть. Надо бы сходить.

мандельштам, лит.музей

Previous post Next post
Up