выставка "Сны Сибири" 02.01.

Jan 12, 2023 21:45

Выставка проходит в Историческом музеей и посвящена 130-летию Сибирской магистрали.



Она отличается от того, к чему привыкли в академической музее - тут добавлен интерактив, а изделия древнего человека перекликаются с трорениями современных мастеров.
К целому ряду предметов можно прикоснуться, что тоже не привычно и не обычно для традиционного музея.


Мне оформление и концепция понравились ОЧЕНЬ.

В первом зале нас встречает интерактивная карта, где поезд  проходит всю территорию с запада на восток - от музея до края земли.
По дороге показаны древние культуры - приложишь ладошку и откроется информация о кондорской и пазырыкской, тагарской, таштыкской и окуневской культурах, о пермском зверином стиле.






Уральские горы всегда и всех впечатляли, местные народы слагали легенды о горах.

В Святорусских Ведах сказано: "Как во те времена изначальные уронил на землю свой пояс Род, и поднялись горы Уральские..." По древней легенде Уральские горы - это Каменный Пояс, полный драгоценностей, который укрепляет Землю.
По легендам хантов и манси бог Нуми-Торум бросил на Землю свой пояс. Упав, он придавил ее своей тяжестью, и она перестала вертеться: "Там где он упал, теперь Урал. Эта самая середина Земли".
Другая уральская легенда рассказывает о герое Уре (что значит "Земля"), который родился на "cостарившихся" горах и которому была суждена встреча с Золотой девушкой, охранявшей богатства этой земли. Отцом ее был Великий Полоз. Там где он проползал, оставался золотой след.
В Книге Коляды: "Как во те времена изначальные уронил на землю свой пояс Род, и поднялись горы Уральские..."
Башкирская легенда "Золотая нить" рассказывает, как Урал-Батыр по совету Матери Родниковых Вод обратился к доброму Иргаилу-карлику в шелковом халате с золотыми звездами. Жил старик-карлик на горе Зур-тау  ("Большой крест") , которая "на голову шапку облаков надела", там у него была "кузня настоящая". Сковали они вместе золотую нить, окружили ею Уральскую землю "до самого океана-моря Ледовитого... пролетела золотая нить через хребты и земли уральские...".

Зал второй - Лесная зона.
Это обширный регион на стыке Европы и Азии, объединяющий Волго-Камье, Приуралье, Урал и Западкую Сибирь. Этот регион стал родиной нескольких крупных культурных явлений, в этническом отношении соотносимых с народами финно-угорской общности.
Все культуры лесной зоны характеризуются особым вниманием к представителям фауны, игравших большую роль и в хозяйстве, и в промыслах. Общая их черта - внимание к образу человека либо антропоморфному существу, которое не противостоит животному миру. как это характерно для искусства Древней Греции или Европейской Скифии, а взаимодействует, сочетая в себе элементы тел.
Увеличенная копия охотничьего лабаза встречает посетителей.


Вероятно, такие постройки породили избушку на курьих ножках.
Чем отличается сказка от мифа? Сказка - всегда вымысел, придуманный для развлечения.
А мифы считались былью в свое время, а потом растворились в прочем фольклоре, тех же сказках, былинах и пр.
Баба-Яга - древнее божество, хозяйка леса, без её разрешения нельзя было войти в лес. Поэтому и нельзя обойти избушку. а надо просить ее повернуться.
Экскурсосод рассказывает нам Алеутскую сказку про женщину-лисицу (http://www.planetaskazok.ru/naramerikiskz/zhenwinalisicaaleutskz)
Нам сейчас сказка кажется странной, нелепой, непонятной. Но абсолютно все народы представляли раньше, что мир состоит из трех ярусов - земного мира, подземного и небесного. А мировое древо - это ось, на которую все нанизано.Одноглазый муж - примета о том, что он из иного мира (баба-яга костяная нога - то же самое, любое уродство)
Заточение в подземном мире меняет и саму женщину, поэтому попытка вернуться в мир земной обречена на неудачу.


Далее экскурсовод предупреждает, что не все вещи на выставке подлинные. Некоторые показаны в копиях. Но не надо относиться к этому как к обману. Во-первых, то, что это  копия - всегда указано. Во-вторых, копия озготавливается в точности и из тех же материалов.
Как пример, рассказывается история про Катандинский халат.
(В историческом музее хранится уникальная одежда из кожи и меха - Катандинский халат, найденный в вечной мерзлоте среди прочих предметов в Большом Катандинском кургане на Алтае в 1865 г. академиком В.В. Радловым. Находка датируется примерно IV-III вв. до н.э. Считается, что это единственная сохранившаяся церемониальная одежда (кандис) из меха, относящаяся к пазырыкской культуре. Халат представляет собой меховую одежду широкого покроя на меховой подкладке. Стан халата сшит из небольших кусочков красного, зеленого и коричневого меха, которые образуют рисунок, напоминающий чешую, украшен множеством деревянных и кожаных бляшек разных форм и размеров. В 1921 г. халат поступил в ГИМ среди прочих предметов из бывшего Румянцевского музея. В то время он представлял собой бесформенный комок пересохшей кожи. В таком виде его нельзя было ни изучать, ни экспонировать. В 1934 - 1936 гг. проводились работы по реставрации халата.

После реставрации халат длительное время экспонировался, являясь одним из ключевых предметов археологической экспозиции. Но, несмотря на проделанную реставраторами огромную работу, он продолжал разрушаться.
Со временем на стенках витрины стал появляться конденсат, быстро возобновляющийся после протирки стекла. Поглотитель влаги, помещенный в витрину, ситуацию не исправил. На время поисков путей спасения халат был помещен в герметичный металлический шкаф, заполненный инертным газом аргоном (бескислородная среда)...(https://blog.mediashm.ru/?p=3876) - в общем сейчас он не выставляется, но ведь вполне могла бы экспонироваться его копия, чтобы получать представление об этом уникальном предмете)

Шаман - служитель культа, имеющий определенные паранормальные способности - или врождённые, или приобретённые.
Оригинал фигурки в Пермском музее, представлено фото.


И копия, которую можно трогать.



Гляденово - село уже в черте современной Перми, там было обнаружено древнее святилище, т.н. костище, названное так за большое число костей, а фигурок там было найдено несколько тысяч на территории 40 кв.м.


Всадник на волке. Свернувшаяся в диск змея. Близнецы. Медведь и пр.



Древние верили, что существует Божество, которое посылает зверя на землю, чтобы накормить людей, душа зверя возвращается и рассказывает, как хорошо с ним обращались, и тогда вновь...
Именно поэтому про зверя говорили "добыть", но не "убить".

Пермский звериный стиль, чудские бляшки. Кто такие "Чудь" - историки до сих пор не имеют единого мнения.
Изучение же древностей началось давно, во всех городах были люди, которые изучали и собирали древности.
Вот и граф Строганов заинтересовался бляшками и поручил своему управляющему Теплоухову заняться сбором этих вещиц, которые местные часто откапывали просто на огородах.  Теплоухов, крепостной Строгановых, но выученный в Европе, тоже увлёкся, объявил награду за вещи, так и собралась коллекция, которая затем была описана и систематизирована.
Божество во всех трех мирах.















Пронизка-птица
Птица тоже очень мифологическое существо, она летает по небу.
У коми есть легенда про происхождение человечества от птицы.








Экскурсовод рассказыват про технологию литья с помощью "утрачиваемой формы" (форма изготавливалась оттиском в глине вырезанного из дерева аналога изделия. После обжига створка заполнялась воском. Далее, наложив на воск слой глины, делали оборотную створку формы. После просушки и обжига форма заливалась металлом)



Медведь - хозяин леса. У многих народов существует медвежий праздник (https://ru.wikipedia.org/wiki/Медвежий_праздник)
Сказка про девушку и медведя рассказывает, что девушка заблудилась, перезимовала в берлоге, потом вернулась домой и родила двойню - человека и медведя. И деревня прогнала медведя в лес, а человек вырос, стал охотником и убил медведя, а тот, умирая, сказал: "Ведь я брат твой..."
В общем, поэтому женщины не едят медвежье мясо.


Сова - символ мудрости, и у греков сова сопровождает Афину, и у римлян - Минерву, и у ханты-манси то же самое.
Тут рассказывается следующий миф:
"в небесном семействе произошла ссора: Калтащ-эква потребовала, чтобы Нуми-Торум построил себе новое жилище из костей всех зверей и птиц. Нуми-Торум возмутился: что будут есть люди, если он убьет всех зверей и птиц? Женщина, однако, настояла на своем, и бог отправил щуку собирать всех рыб, кулика - всех птиц. Наконец собрались все, кроме мудрой совы. Она явилась лишь на третий зов и отговорила бога приносить себе в жертву все живое, попрекнув его, что он уподобится женщине, если последует ее совету."


Объёмная фигурка. Тактильные копии - в натуральный размер и увеличенная.
Меня отдельно радует, что - "из коллекции Щукина".






Современные скульптуры - автор Даши Намдаков.



Томские фигурки отличаются.





Ещё одна фигурка предположительно шамана.


Лось - ещё одно очень мифологическое животное, в некоторых мифах мать-лосиха каждый день рождает новое солнце.








Ещё изображение шамана. Историки расходятся во мнениях: вокруг рта - это изображение татуировки или же звука, без которого невозможно камлание.

Рекомендут почитать роман "8 племён", первое российское фэнтези, написанное В. Тан-Богоразом еще в 1902г.
Автор в своих работах подробно описывает камлание.






Третий зал. Горы, степи и долины.
Горностепная полоса - как транзитный коридор, открытый для передвижения племен. Сперва пастухи-скотоводы эпохи бронзы, затем кочевники раннего железного века. Эти кочующие племена приносили с собой новшества и становились двигателем культурного обмена.
Зона горной тайги, тут уже хозяин тигр.
Охотиться на тигра было нельзя, только обороняться.
Сказ о два братьях, они побывали на ярмарке, возвращаются и заезжают проведать дядюшку тигра....
Ещё одна сказка - как случайно охотник ранил тигра, а тот ранил его, попробовав человечей крови, дальше долгая история, в итоге жена охотника тигра убивает, чтобы сельчане не переселялись на новое место.
И старейшина произносит:
- От живого тигра можно спастись, переселившись, а вот от мёртвого - невозможно...



Культура таштыкская отличается очень оригинальным культом захоронений: женщин мумифицировали, а мужчин сжигали, и урну с пеплом вкладывали в чучело в маске.






Скифские предметы, тут всегда кто-то кого-то ест ))
В период существования тагарской культуры на Среднем Енисее и пазырыкской на Алтае, а также целого ряда синхронных культур Южной Сибири и Центральной Азии, степи и межгорные котловины Сибири становятся родиной скифо-сибирского звериного стиля.









Скульптура на фоне сменяющихся слайдов - как будто скачущие всадники, очень красиво.



Природное пространство с население со скотоводческим типом хозяйства преобразовыпалось в пространство жизни с культурными сооружениями и пастбищами. Это и сакральные "иконостасы" петроглифических композиций, и пространство смерти с монументальными погребальными памятниками - одинокими курганами или погребальными полями...
Каракольская культура:



Меч, ритуальный, не боевой, а из захоронения. И личина на нем очень похожа на изображение шамана из зоны леса.



Есть версия, что первые войны начались между скотоводами из-за пастбищ. И постепенно появились люди-воины.
И эпос героический очень популярен среди этих народов.



Копии священных камней, найденных на территории Хакасии, сделаны в 3Д.
Опять явное деление фигуры на 3 части (земля-подземелье-небо) и личина зачастую с третьим глазом.




Самая древняя вещь композиции, жемчужина выставки.
Она старше Египетских пирамид, сделана из глины, и совершенное чудо, что сохранилась. Была найдена в середине 20 века и названа Нефертити.



В конце нашего путешествия мы оказываемся на Дальнем Востоке, у неолитических рыболовов Нижнего Амура. За несколько тысяч лет они смогли создать и самую раннюю в регионе керамику, и совершенные системы отопления жилищ, и богатейшие изобразительные традиции, запечатленные петроглифами Сикачи-Аляна (https://ru.wikipedia.org/wiki/Петроглифы_Сикачи-Аляна) или декором керамики.



Зал четвертый - работы современных сибирских художников, которые используют в своем творчестве мотивы наследия древних культур.















ист.музей, выставки

Previous post Next post
Up