Это, кажется, единственный зависший пост о мастерских. Поэтому выложу его в уходящем году.
Начало городка художников было положено в 1925г.. Как мы знаем, в эти годы строиось много домов-коммун и кооперативов по профессиональному признаку.
Эти художники работали в Кремле, и вот, при поддержке Луначарского и Ворошилова, был поднят вопрос о строительстве кооперативного дома для художников.
Местом для строительства был выбран пустырь в районе Масловки (место сгоревшей фабрики), в то время застроенной деревянными домами.
Итак, был выделен миллион рублей, создан проект т.н. советского Монмартра для художников, настолько важна была пропаганда для советской власти.
«В 400 мастерских будут работать художники. Отсюда на площади советских городов выйдут памятники, скульптурные барельефы, статуи, эскизы фресок и росписей для общественных зданий. Здесь будет создаваться большое советское искусство».
Вот только несколько фамилий местных жителей: Ромадин, Богородский Фёдор, Кацман, Грабарь, Пименов, Бродский, Ряжский, Обливанкин, Штенберг, Родимов, Решетников...
«Карликовые ветхие особняки Верхней Масловки постепенно разрушаются. Ничто уже не будет напоминать здесь о деревянной окраинной Москве... Бывшая мещанская обывательская московская улица завоевана советскими художниками», - так писали газеты.
О жизни на Масловке можно почитать и в воспоминаниях И.Грабаря, и в изданном дневнике художника И.Кацмана. И посмотреть фильм "Вечера на Масловке" (реальная история о художнице Нине Нисс-Гольдман)
Планом застройки предполагалось возведение архитектурного ансамбля из 15 зданий. Проект состоял из комплекса мастерских, жилых корпусов, выставочного павильона и здания художественного вуза. Полностью проект осуществлен не был.
Первый пятиэтажный дом художников с мастерскими и квартирами (современный дом 9) был закончен к зиме 1930 г.
П-образный корпус предназначался для квартир, а прямоугольный - для мастерских и жилых помещений для одиноких. Изначально в доме было запроектировано 90 мастерских и 24 отдельных квартиры, выставочный зал, клуб, детский сад. Главный фасад имел асимметричную композицию.
В 1933 и 1934 годах началось строительство ещё двух корпусов: корпуса мастерских «А» и жилого «Б» соответственно.
Позже они получили адреса ул. Верхняя Масловка, д. 1 и Петровско-Разумовская аллея, д. 2 соответственно.
Четвёртый корпус был построен только после войны. В 1957 году были устранены последние недоделки, и здание получило адрес ул. Верхняя Масловка, д. 3. После этого дальнейшая реализация постройки Городка художников была остановлена.
Людмила говорит, что если повесить доски всем деятелям - стена рухнет. )))
В 1990-х был план сноса Городка, да и сейчас все ещё не спокойно, хотя Городок имеет статус объекта культурного наследия с 2011г.
При входе в Дом художника на Масловке:
Коридор
Первая посещенная мастерская принадлежит скульптору Алене. Работы ее и ее отца.
Узнали работу Матвеева, автора мальчика из Тарусы.
Матвеев работал по соседству
Его музей как бы есть, но доступа туда нет
Еще коридор
Вторая мастерская, мемориальная. Евгений Расторгуев - свекор нашего проводника, Людмилы.
Он был также членом Союза писателей, есть его воспоминания. Родом художник из Городца, и эта народная тема вернулась в его творчество к концу жизни.
На выставке в Европе Расторгуева назвали "новым Шагалом".
А вот это - кондовый соцреализм начала деятельности.
Портрет Тамары, жены художника, тоже художницы.
Путешествуем по Дому дальше (выше)
Тут везде как в галерее
Вот выставка работ художника Буркина. Техники разнообразные.
Лезем выше
Во дворе - полно всяческих неиспользованных камней
Форма дома всегда понятна на плане эвакуации
Перемещаемся в дом №1.
Мастерская Антона Стекольщикова, ранее здесь была мастерская Грабаря, только тогда она была в 2 раза больше.
Сам Антон - тоже художник в не первом поколении, преподаёт во ВГИКе.
Стекольщиков и Афиногенова - родители, бабушка Орлова и дедушка - все суриковцы.
Дочь Ксения тоже художник, уже в 4 поколении.
Фото деда
На мольберте - автопортрет времен пандемии.
Антон показывает работы, сделанные в Кирове на заводе, хорошее выражение "когда входишь в холст".
Еще работы
Мурашки от картины "В соловьиные вечера"
"Последний причал" работа о Мурманске и "Ледокол Ленин" уехал в данный момент на выставку в Воронеж.
Это как я люблю )
А так - как я не люблю
Идем дальше (выше)
Мастерская мастера офортов Антонова, тут я купила книгу.
Вот табличка, вот отпечаток...
Вот эта коммуналка - вообще мне нравится. В книге она есть, вырежу и повешу в рамочке.
И дом
Вид из мастерской
Вид из санузла
Спускаемся.
Людмила рассказывает, что раньше напротив дома, на другой стороне улицы, была пивнушка, называемая в народе "Радимовка", по фамилии художника П.А. Радимова, который. несмотря на крестьянское происхождение, был необыкновенный интеллектуал, и, возвращаясь домой и обнимая столбы, читал вслух Горация.
Это жилой дом, который имеет адрес по Петровско-Разумовской аллее.
А нам осталось посмотреть выставку в арке. Да, постеры, но это сохраняет память о художниках.
И зайти в подъезд дома №3, чтобы увидеть еще один проект сохранения памяти.
Стенд с именами и фотографиями
На этом - завершение экскурсии. Людмила делает важное дело, сохраняя и рассказывая историю.