С. Посад - краеведческий музей 04.11

Dec 22, 2022 22:30

В фойе - фотовыставка.






"Владимир Иванович Соколов (1872-1946) - один из ярких и самобытных художников в истории С.Посада. Его талант проявился как в живописи и гафике, так и в работах прикладного искусства. Но еще одна сторона деятельности художника - это увлечение новым для начала ХХ века видом искусства - фотографией. Художник не расставался с фотоаппаратом, зачастую переводя фотографии в картинную форму. С 1902г. и до смерти Соколов жил в С.Посаде. Город на протяжении этих лет был главной темой его творчества. Владимир Иванович восхищается архитектурой Лавры и узкими двориками, любуется домами и кривыми улочками, всматривается в лица богомольцев и наблюдает детские забавы. Его внимание привлекает и толпа а базарный день на площади, и народное гуляние на Блинной горе, и Крестный ход и  - новое явление - революционная демонстрация.
На фотографиях Соколова город живет, развивается, меняется, сохраняя свою самобытность. Художник запечатлел город в разное время года: в сумрачную осеннюю распутицу, в летний зной и в морозный день. И все чаще он обращается к облику исчезающего старого  города.
Экспонируемые работы выполнены с негативов из частной коллекции и впервые демонстрируются публике. !
(фото, понятно, было больше, но через стекло...)



"Все это тем более интересно, что своеобразная красота этой старины исчезает отсюда с каждым годом все более и более, а с окончанием войны и проводкою в Посад электрического трамвая, конечно, очень скоро исчезнет совершенно, так как население Посада быстро разрастается, на месте старинных домиков, придающих Посаду вид какого-либо поселка 16-17 веков вырастут громады каменных и железобетонных домов, место кривых переулочков займут правильно разбитые кварталы и за новыми постройками скроются старинныя башни стен и главки церквей, а в самой Лавре исчезнут и приведутся в порядок уютные уголки, заваленные случайными вещами и застроенные всевозможными лестничками, крылечками и переходами". (С.Глаголь из статьи к альбому "Сергиев Посад" с литографиями В.И. Соколова 1916-1917гг.)


Поднимаемся на 2 этаж.


Станция - важная веха в истории.


Станция Сергиево строилась одновременно с прокладкой рельсов. Она была отнесена ко 2 классу, это было типовое деревянное здание на каменном фундаменте. В заднии была квартира и служебное помещение начальника станции, два зала ожидания, буфет, касса и сувенирная лавка. Также, как при любой станции 2 класса, имелись паровозное депо, поворотный круг, водонапорная башня и дровяной склад.
Строительство Московско-Ярославской жд совпало с двумя важными историческими событиями: отменой крепостного права и реформой городского управления.


В 1862г., в год открытия Троицкой жд, на ней было, кроме двух конечных, всего 4 станции - Мытищенская, Пушкинская, Талицкая (нынешнее Софрино) и Хотьковская. Ярославский вокзал назывался Московской станцией, а станция в С.Посаде именовалась Троицкой. Из Москвы ходило два поезда - в 7 утра и в час пополудни. Из Посада - в 10 утра и в 6 вечера.
Через 50 лет число станций на отрезке достигло 14. Они появились в связи с возникновением дачных поселков

М.В. Боскин "Троице-Сергиева Лавра", 1910-е


Вид на Лавру с Сергиевской улицы (это та самая точка, где и посейчас я всякий раз делаю фото)


Блинные ряды


"У Надвратной церкви"


Раскинувшийся вокруг Лавры город в начале ХХ века представлял собой многолюдный центр и тихие зеленые улицы окраин с уютными домами, украшенными резными наличниками. Работа большинства жителей была связана с обслуживанием богомольцев, которых ежедневно прибывало великое множество. Гости задеривались в городе дня на три, а ночлег выбирали по достатку. можно было остановиться в гостинице. в странноприемном доме или в частных домах, хозяева которых сдавали комнату или угол. Кроме торговли и производства сувениров сдача омещений являлась существенным источником дохода.


В городе было несколько трактиров. В основном они располагались на Московской и Переяславской улицах 9совр. пр.Красной Армии) и принадлежали купцу Г.В. Когтеву. В будни трактиры работали с 7 до 22, в праздники открывались по окончании литургии в Троицком соборе и работали также до 22ч. В любом трактире можно было заказать "пару чая" и обед  из одного-трех блюд. Обед из трех блюд для небогатых стоил не дороже 75 коп.



С.Посад называли "столицей потешного царства". Мастера изготавливали изрушки из дерева, папье-маше, мастики, металла и ткани. Мастерство это передавалось из поколения в поколение, развивалось и совершенствовалось.


В начале ХХ века население города насчитывало более 20 тысяч человек, существовало около 250 различных лавок, магазинов, трактиров, питейных заведений и складов. большинство было сосредоточено в центре близ Лавры. Административно-хозяйственный центр города располагался на Вознесенской площади и поблизости. Это городская управа, полицейское управление, тюрьма, городской банк. Органом исполнительной власти была городская управа, которую возглавлял городской глава. Законодательную власть представляла дума, члены которой избирали членов управы и городского главу.


В начало ХХ века на западной окраине города была построена больница на средства Московского губернского земства. Это был утопающий в зелени городоксо множсетвом корпусов, вспомогательных построек и домами для персонала. Основателем и первым заведующим был Н.А. Королев. Также в городе работали врачи, имеющие частную практику. Самая крупная в городе частная аптека В.Г. Гильберта находилась на Красногорской площади.




Фотография А.П. платонова работала на рубеже веков. Находилась она сперва в пристройке к зданию "новой" гостиницы на Александровской ул. (ул.К.Маркса), которую мастер арендовал у Лавры. Позднее он пиобрел деревянный дом на Петропавлоской улице (ул.1-й Ударной армии), и на 2 этаже устроид фотоателье. Платонов делал портреты горожан и гостей города,  а также выполнял заказы Лавры. Фотографии мастера были удостоины международных наград на выставках в Париже, Льеже и Милане.







В начале ХХ века одежда в основном изготовлялась модистками и портнихами. Модистки были законодательницами мод, состоятельным клиенткам предлагалсь модели из зарубежных журналов. Портнихи шили одежду попроще для мещанского и крестьянского сословий.






Зал "нового времени".



Фото В.М.Загорского. (когда я в детстве читала "с горки на горку по городу Загорску, то даже сомнений не было в названии: Загорск - потому что горки. Но отнюдь!)
"Владимир Михайлович Загорский (настоящее имя Вольф Михелевич Лубоцкий (1883, Нижний Новгород - 1919, Москва) - русский революционер.
Родился в семье чиновника в Нижнем Новгороде. Еврей.
Начал свой революционный путь ещё гимназистом, вместе с Я. М. Свердловым, распространяли в Нижнем Новгороде листовки, работали в рабочих кружках. Член РСДРП(б) с 1901. В 1902  за участие в первомайской демонстрации арестован, осуждён на вечное поселение в Енисейскую губернию. За попытку побега наказание ужесточили, предписав 12 лет ссылки провести в Якутской губернии. В 1904 бежал из ссылки в Женеву. Неоднократно встречался с Лениным. В 1905 был арестован и выслан из Швейцарии. Уже как Загорский вернулся в Россию. Во время Революции 1905  - участник Декабрьского восстания в Москве. Партийный псевдоним - товарищ Денис. После поражения восстания вёл подпольную работу.
В 1908 эмигрировал в Лондон. В 1910 нелегально вернулся в Саратов. Выданный провокатором, бежал в Лейпциг под именем «сына священника Михаила Пущаровского». После начала Первой мировой войны был интернирован немецким правительством. Вёл пропаганду среди русских военнопленных. В апреле 1918, после Октябрьской революции и подписания Брестского мирного договора, освобожден.
Работает первым секретарём Полномочного представительства РСФСР в Германии - первого советского дипломатического представительства за рубежом. В 1918 отозван ЦК РКП(б) в Москву, где работает секретарём Московского городского комитета РКП(б). Убит бомбой, брошенной членами анархистской группировки в помещение Московского комитета РКП(б) в Леонтьевском переулке. Похоронен на Красной площади в Москве." (Википедия)
В честь Загорского в 1930г. был переименован город Сергиев. В 1991г. городу по результатам местного референдума вернули имя Сергиев Посад.


После принятия в 1918. Декрета об отделении церкви от государства, Лавра была закрыта для богослужений, церковная собственность национализирована, монашеская братия изгнана из монастыря. Но основные художественные сокровища Лавры были спасены благодаря деятельности комиссии по охране памятников старины и искусства.
В 1920г. Декретом Совнаркома за подписью Ленина был основан Сергиевский историко-художественный музей.




"Базар. Лавра. 1920-е"


Для восстановления разрушенного войной народного хозяйства, в 1921г. была принята Новая экономическая политика, сменившая политику "военного коммунизма".
В городе замелькали новые вывески, в витринах появиись белый хлеб, кондитерские изделия, колбасы, вина, фрукты, промтовары, непривычные для  недавних голодных лет.Кроме частной торговли создавались артели и кооперативы, поддерживаемые местной властью.
Кооперативом-монополистом в городе оказалось Единое потребилельское общество "Смычка". Ему принадлежало 25 магазинов, бойня, мельница, три пекарни, чайная, столовая, бараночная, гостиничные номера и земельные угодья, в т.ч.. бывшие монастырские огороды. В конце 1920-х "Смычка" преобразовалось в Горпо и пережило НЭП на 5 лет.



Хотела почитать про этого "кустаря-химика", но гугл не помог ((


Зимой 1929-1930-х с колокольни Лавры были сброшены колокола. Писатель Пришвин, живший тогда в городе, зафиксировал эти события а свой фотоаппарат и записал в дневнике: "Каждый колокол был личностью, каждый жил и умирал по-своему. а переплавили его - и стал колокол просто медью..."
Прошли годы. С негативов, хранившихся в доме Пришвиных в жестяной коробочке из-под чая, были отпечатаны фотографии. Были опубликованы и Дневники писателя.
В витрине - чайная коробочка, в которой хранились негативы, на крышке надпись рукою Пришвина "Когда били колокола".




Фотокопия - на строительной площадке первого произвосдвенного комплекса Загорского оптико-механического завода




Военный зал.
Сразу после начала войны в городе была введена светомаскировка. Ни одного фонаря, ни одного светящегося окна. Окна крест-накрест заклеены бумажными лентами.
Через месяц после начала войны вражеская авиация начала бомбить Москву. Доставалось и Загорску. Бомбили вокзал, Хотьковский мост, сбрасывали листовки и зажигалки.
Люди работали по 12 часов на предприятиях, а потом вязали для фронтовиков теплые вещи, псиали письма, дежурили в госпиталях...



"Ностальгический" зал - интерьер квартиры 1950-х.








Жилет для девочки и елочные игрушки 1950-х.



И отдельно на 1 этаже - Пионерский зал.
Школьная форма и галстук 1930-х.
Ситцевые носовые платки 1925г., Тейковская фабрика.



"Демонстрация пионеров в Сергиеве", 1920-е



посад, музей

Previous post Next post
Up