Я составила себе список обязательных на этот сезон пунктов - и Метрополь один из них. (с жабой пришлось побороться, но в свете цен вообще на все вроде уже и не так дорого стало)
Экскурсию проводила Егорова Екатерина, сотрудник отеля, она работает тут уже 30 лет.
Итак.
Метрополь в списке трех отелей высокого уровня, которые открылись до революции и продолжают работать по профилю.
В любой книге по архитектуре упоминается это здание, а фасад уже 6 лет входит в ЕГЭ по истории.
Но у нас экскурсия интерьерная.
Самый большой барельеф холла - Сфинкс в царстве Флоры, он изначально был окрашен в разные цвета.
Мы видим тут стилистику модерна.
Ещё модерн - девушка
Значок гражданских инженеров, масоны тут не при чем + мордочка посмотрите какая забавная.
На лифте поднимаемся на 4 этаж.
Сейчас нас этим не удивишь, но тут лифт был уже на момент открытия, не первый в Москве, но все же.
Прежний лифт был с лифтером и диванчиком внутри.
Отделка шахты историческая, вообще все витражи сохранились с 1905г. с разной степенью замены стёкол.
На этаже нас встречает зона ремонта - идет реконструкция. 2/3 номерного фонда уже переделаны.
На стенах - снимки людей, имеющих отношение к отелю, от создателей до постояльцев.
Здесь на рассказывают про Мамонтова и его грандиозные планы - кинозал, выставочный зал, театральный зал, стадион и пр.
Но мы знаем итог - суд, банкротство, и он уже не у руля, и для скорой окупаемости открывается отель и ресторан, без всяких "излишеств".
В 1905г. состоялось торжественное открытие.
220 номеров, 10 банкетный залов - и полное разнообразие в отделке, которое можно оценить на примере одного атриума - посмотрите: на каждом этаже разные колонны.
В 1917г. на 10 лет и Метрополь, и Националь перестают быть отелями и становятся Домами Советов.
А потом вновь становятся отелями, но уже отелями для иностранцев.
В 30-е годы даже были планы снести здание Метрополя, но, к счастью, руки не дошли.
При этом, при уже наличии отеля, во всех номерах кто-то жил как в коммуналках, и выселение жильцов растянется на годы и даже на десятилетия. Последних жильцов отсюда выселили аж в 60-х.
Из знаменитых постояльцев же тут жили после эмиграции Куприн и Вертинский, жили Прокофьев и Бернард Шоу, Майкл Джексон и Шерон Стоун и все-все-все...
А мы приходим в зал "Боярин", ранее назначение - просто холл. Сейчас зал для мероприятий и банкетов.
В советское время помещение использовалось по-разному, после войны тут даже было общежитие для командировочных.
В 60-е - ресторан "Русская чайная", за валюту
В 1986г. отель закрывался на 5 лет на реставрацию, тут было снято до 9 слоев краски.
Паруса - имитация мозаики.
Пол паркетный - не исторический, деревянные полы все менялись, а вот где каменные - те натуральные.
Люстра современная, нет старых фото - какая была изначально.
Медведю более 100 лет, это чучело много кочевало, попал сюда из Савоя, где держал табличку "Галоши снимать".
Коридоры коммерческие учреждения всегда стремятся свести к минимуму, на них ничего не заработаешь, а тут был замысел "город в городе", коридоры имели окна, имели фонтаны, и они широкие, как проспекты.
Фонтаны убрали ещё в 60-х и сейчас меняется планировка
Бывший номер КГБ, здесь был на допросе Войнович (нумерация тоже изменена)
В соседнем номере в 1937г. жили немецкие коммунисты-комминтерновцы. В наши дни приезжал внук одной из, просил именно этот номер и писал роман. Роман уже вышел, называется "Метрополь" (
https://germania-online.diplo.de/ru-dz-ru/kultur/literatur/-/2373508)
И это далеко не единственная кгина про отель. Мы знаем "Маленькая девочка из Метрополя" - это Петрушевская.
Девочки Вертинские тоже жили на этом же 4 этаже со своей бабушкой.
Но давайте посмотрим номера.
Полулюкс.
Полукруглая тумба - 18 век, остальная мебель - начало 20в., стилизация под барокко.
Выходим.
Люкс.
Тут жили А.Френдлих, Ф. Ардан, родители Познера...
Самый ценный предмет здесь - настольная лампа 19в.
Штоф на стенах воссоздан по образцу.
Ванная выглядит весьма скромно, зато с оригинальной плиткой.
В 3-комнатной номер мы зашли ради садового табурета. Он долгое время считался вазой, пока однажды в отель не пришли специалисты по антиквариату и сказали: "Не позорьтесь, ребята, переверните!"
Отель - обладатель большой коллекции настоящих антикварные вещей.
И часто антиквариат вступает в конфликт с удобством гостей. Поэтому столы покрыты стеклом, картины - с датчиками, и установлены камеры в общественных зонах.
На памяти нашего гида, из номеров была только одна кража - настольная лампа, и похитителей не нашли: они использовали поддельный паспорт (значит, овчинка стоила выделки, чтобы заплатить за номер).
Бывали, конечно, не преднамеренные порчи - прожгли тумбочку, разбили столешницу...
Идем в банкетные залы.
Вот здесь наглядно виден результат реконструкции: расширение номеров за счет коридора
Спустились на этаж
Залы по моде последних лет носят имена писателей.
А ранее залы были оформлены в разных стилях, Тот, что сейчас "зал Чехов" назывался "Людовик 15".
На потолке химеры и гротески.
А окна... жаль, что уже темно
Поговорим еще о номерах.
Вот номер, где была приёмная Свердлова, а напротив - где был дописан текст конституции, составители были попросту в нем заперты тов.Свердловым, покуда не завершили работу.
А в номере за углом жил некий американский гражданин, который хотел советское гражданство, чуть не вскрылся в Савое после отказа, и потом жил здесь. Гражданство ему таки дали, это был Ли Харви Освальд, предполагаемый убийца Кеннеди.
А мы заходим в номер с круглым холлом и сообщающимися комнатами.
Какие-то уникальные гуашевые картинки украшают спальню.
А вторую комнату - массивный шкаф.
Пространство "Брюсов Холл" - бывший кинотеатр.
За стеклом снова банкетные пространства, ранее - холл кинотеатра.
И кинотеатр был общедоступным пространством, куда мог придти любой с улицы.
Туда вела отдельная, т.н Овальная лестница.
На этом наша экскурсия заканчивается. Возвращаемся на основную лестницу и спускаемся, любуясь витражами.
В главном ресторане идёт съемка, поэтому нам не повезло - туда мы не зашли.
Там проходят завтраки и воскресные бранчи - можно придти отдельно (как только разбогатею и смогу позволить себе завтрак за 4 т.)
Кроме того, чтобы глубже погрузиться в историю и архитектуру здания. проводятся тематические лекции.
В общем - милости просим.