В 1986г., памятуя о том, что это все же дом отца трех декабристов, здесь был открыт Музей декабристов,.
Но совершего это было как-то впопыхах, ремонт затронул только интерьеры, а сам дом - деревянный между прочим, трогать не стали.
Особняк же был построен на прежнем каменном подклете 18в. еще в 1809г.
Известно, что в те годы камень весь шёл в Петербург, Москва же строилась из дерева и штукатурилась под камень.
Вот в предбаннике туалетной зоны музеефицирован кусок сруба
Затем музейщики решили сами обновить фасад, сбили штукатурку и обнаружили 40 процентов гнили. Класть на это новую штукатурку не имело никакого смысла, поэтому оставили открытым сруб. В результате дом ещё сильнее начал впитывать влагу, и все это продолжалось, пока в 1991 не рухнули перекрытия на парадной лестнице.
Итак, дом пришёл в аварийное состояние, музей закрыли для посетителей, но сотрудники в нем оставались.
И по приглашению Фонда культуры сюда приезжают потомки владельцев, два брата - Алексей и Андрей с сыном Кристофером.
Затем Кристофер становится финансистом, бывает в Москве и всякий раз приходит в дом.
В 1994 и сотрудники музея покидают дом, он продолжает разрушаться.
В 1997 Кристофер с друзьями забираются в дом и обнаруживают в бальном зале компанию бомжей с костром...
И тогда Кристофер выходит на правительство Москвы, в результате чего на основе тендера в 2000г. был подписан договор аренды на 49 лет.
12 лет шла кропотливая реставрация с ключевым словом подлинность. Понятно, что это сложно и дорого.
Все свои накопления и все заработки Кристофер вбухал в этот дом.
В 2013 была проведена первая выставка.
Теперь это частный музей. Задача, конечно, сохранить и поддержать сам дом.
Поднимаемся на антресоли.
Антресольный этаж - здесь распологались комнаты для детей и детской "чистой" прислуги.
Хоры над бальным залом - для музыкантов.
Сохранено историческое окошко для распорядителя, которое выходит в прихожую.
Кристофер изначально предполагал обустроить на антресольном этаже музей.
Итак, наш дом в первая половине 19в. - еще дворянская усадьба, а во второй половине - уже школа для девочек-сирот, после революции здесь сначала сохранялась школа, затем здание делили различные конторы. Понятно, что никаких подлинных вещей за все эти перемены не сохранилось.
Антикварам была поставлена задача - нужна ампирная мебель, желательно русская и небольшого формата, под антресоль.
Поговорим о семье.
Хозяин дома, Иван Матвеевич Муравьев-Апостол, отец трех сыновей-декабристов, при Павле сделал блестящую карьеру дипломата. Начал он с Гамбурга, куда взял семью, в которой уже было 6 детей-погодков.
Катя, его дочь, - пра-прабабушка Кристофера.
Репродукция портрета Анны Семеновны, жены Ивана Матвеевича, с детьми Екатериной и Матвеем.
Автор - Ж-Л. Монье, оригинал экспонируется в Михайловском замке.
Затем, при следующем императоре, Ивана Матвеевича назначают в Испанию, в Мадрид. Возникает вопрос - где дать детям, сыновьям, образование? "Испания - задворки Европы", - пишет он.
Сам Иван Сергеевич получил образование в лучшем частном пансионе в Петербурге.
Мальчиков отдают в частный пансион в Париже, это Наполеоновская школа.
Братья Матвей (старший) и Сергей, который был настолько способен, что сдал экстерном за 2 года и пошёл в один класс со старшим братом.
При посещении школы хорошенький маленький мальчик привлёк внимание самого Наполеона.
Он удивлён, спрашивает об успехах, учителя говорят, что Сережа успевает получше многих. Наполеон треплет его за щечку и говорит: "Ну разве он не похож на моего сына?"
Так Сергей стал "названный сыном" Наполеона, что стало предметом семейных шуток и зависти одноклассников.
"Наш маленький Плутарх", - называет его в письмах мама.
Вскоре мать родит седьмого ребенка и третьего сына Ипполита.
Отец вернётся в Россию, мать задержится в Париже, начинаются войны, во Францию проблематично передавать деньги, но наконец семья возвращается, с тех времен сохранились часы-каретники.
С возвращение связана история, описанная Матвеем: услышав русскую речь, мальчики выбегают из карты, крича "Ура, родина!!!", а мать возвращает их обратно, говоря: "Я очень рада, что вы не потеряли любовь к родине, но надо вам знать, что в России есть рабы..." Со времен Екатерины слово рабы было под запретом, но сути это не меняло.
Мальчики, воспитанные на европейских идеях "свобода-равенство-братство", были в шоке.
Поэтому, наверное, они впоследствии и встали у истоков тайных обществ.
Посмотрим некоторые вещи, что остались от Кати.
Платок, используемый на балах
Бальная книжка из слоновой кости, многоразовая с инициалами ЕБ (Екатерина Бибикова)
Семейный альбомчик младшей сестры с записью-посвящением Кати
Перчатки и чепчик тоже семейные, но уже более поздние, конец 19в.
Следующая комната.
Обои как минимум помнят Муравьевых-Апостолов, а как максимум- их предшественников Салтыковых.
Уже при школе стены были отштукатурены, законсервировав прежнее покрытие.
Копнем еще глубже в историю.
15 век, есть некий рязанский боярский сын Василий, а у него сыновья с кличками Муравей и Пуща,он них пошли два рода.
Род Муравьевых - очень многочисленный и очень дружный, его заслуженно называли "Муравейником".
Нам интересен Матвей Артамонович Миравьев (род. 1711г.) - картограф, талантливый инженер, он всю жизнь прокочевал по стране и до 56 лет не был женат.
И вот прибывает с очередным поручением в Елисаветград (сов. Кировоград, укр. Кропивницкий), приезжает, чтобы восстановить крепость.
Комендант крепости - Пётр Апостол, сына Данила Апостола. Апостолы - древний род из Валлахии и далее можно дойти аж до Византии. Гетман Данила - бравый вояка, и за каждую победу получал земли в награду, поэтому был весьма богат, это последний Гетман левобережной Украины, остаётся верен России, не уходит с Мазепой.
Пётр Апостол пишет в письмах, что "Матвей Муравьев хоть не слишком богат, но насколько знатен, а какие связи имеет..."
И Пётр решает породниться с ним, выдать дочь. Он предлагает Матвею Артамоновичу на выбор две дочери, хотя их три, но на старшей Елене уже поставили крест, ей 29 лет. А Матвею понравилась как раз старшая, которая тянула на себе все хозяйство после смерти матери.
И после свадьбы они уезжают в Велико-Новгородские земли, куда Муравьева назначают восстановить Вышне-Волоцкую водную систему.
Живут они хорошо, но 6 лет происходят неудачные беременности, наконец, Елена Петровна родит здорового мальчика, но через 4 суток скончается. Конечно, Матвей Артамонович больше не женится и всю оставшуюся жизнь посвятит сыну Ивану.
Тот очень одарен политоглотически, занимается с юности переводами.
Эти его качества заметит кузен, придворный Михаил Никитич Муравьев, он намного старше.
И он рекомендует родственника Екатерине как кавалера для внуков. Иван Матвеевич становится кавалером при Константине Павловиче. Кавалер должен быть на 2-3 года старше, должен быть безупречен, должен приглядывать и помогать советами, этакий старший товарищ.
Константин же понимал, что он - не будущий император и позволял себе разное. Ивану Матвеевичу порой доставалось от воспитанника. Но он сумел понравится при дворе. Дальше мы уже знаем.
И 20 век продолжал традиции дипломатии в роду Муравьевых.
Когда Россия вступает в войну с кайзером, очередной Муравьев-Апостол-Коробьин Владимир Владимирович (род.1864г.) - получает задание основать представительство Красного Креста в Лондоне.
Он - внук Екатерины Ивановны Бибиковой (ур. Муравьевой-Апостол), сын Екатерины Илларионовны Коробьиной (ур.Бибиковой). Почему у него оказалась такая фамилия - мы узнаем чуть позже.
Его супруга Надежда Федоровна - из украинских сахарозаводчиков Терещенко, крупных меценатов и коллекционеров.
Киевская картинная галерея на 80 процентов состоит из собрания Терещенко.
Известен ее кузен, Михаил Иванович Терещенко, очень образованный интеллектуал, юрист, издатель, в Петербурге был вхож во все общества и кружки, очень дружен с Керенским, был назначен им министром финансов и министром иносртанных дел. После октябрьского переворота был арестован, затем выкуплен любовницей... (что-то я припоминаю, что про это рассказывал Сергей на лекции в банковском хранилище, надо сделать это следующим постом).
После 1917 года Муравьевы-Апостолы-Коробьины остаются в Лондоне, переезжают на свою виллу в Каннах (свадебный подарок тестя). Пишут в записках, что содержать виллу сложно, но вся родня-эмигранты собираются в этом доме.
Они основывают общество помощи эмигрантам, помогают с устройством на работу, хотя сами еле сводят концы с концами.
В 1930-х к ВВ обращаются представители швейцарского Красного Креста. Семья продает виллу и под Женевой покупает домик с участком.
Самая большая комната была отведена под библиотеку, пополненная ещё всей эмигрантской родней, ведь книги вывозить не возбранялось. И эта библиотека начинает работать как читальный зал. Тем самым поддерживалось общение среди русскоязычной среды.
И эту любовь к языку и отечеству родители передали своим сыновьям - Андрею и Алексею.
Андрей и Алексей - это те люди, которые посетили Музей декабристов в 1990-х, и в каждый свой визит в Россию они привозили семейные реликвии. Одна, самая первая, спичечно-курительный набор, сейчас хранится в витрине декабристов в ГИМ.
Были привезены награды Матвея Ивановича (это он на портрете в углу),
фрейлинский альбом Екатерины, иконы и 375 томов из семейной библиотеки. Все это находится в российском Фонде культуры. В этот музей из Фонда дали несколько гравюр и две книги. Вот одна, с семейным эксклибрисом и автографом Панина на столе:
Умерли братья в 2000-2001гг.
А в свое время Андрей Владимирович по работе едет в Бразилию, там знакомится, женится, там родится сын Кристофер (1960г.).
Там Кристофер вырос, закончил школу в Рио-де-Жанейро, университет в Сан-Пауло, он говорит и думает на португальском, и даже мыслей о России у него никогда не было. Пока в 90-х он не приедет в Россию с отцом.
В 40 лет у Кристофера появляются дети, и они носят уже русские имена: Татьяна, Дмитрий...
Его супруга Каролина Тюрретини - представительница древнего швейцарского рода, как выяснилось, тоже имеет русские корни.
В их роду всплыл Александр Иванович Остерман-Толстой, который, не имея детей в законном браке, уехал в Европу, нашел там свое счастье, но не смог получить развод и жениться, тем не менее имел троих детей.
(Поговаривали, что Тютчев познакомил Остермана-Толстого с молодой вдовой итальянкой графиней Марией Лепри, которая родила графу троих детей, носивших фамилию Остерфельд: Николаса Остерфельда (1823-1849), Катерину (в замужестве Ошандо) (1825-1844) и Агриппину (в замужестве де Бюде) (1827-1887). По воспоминаниям И.И. Лажечникова, Остерман выдал её с богатым приданым за соотечественника, но детей оставил себе, дал им хорошее воспитание и обеспечил)
Вот такой предок у рода Тюрретини (
http://ostermanniana.ru/galery/swiss/Osterfeld_Apostol.pdf)
И разве это не прелестно?
Вернемся к декабристам.
Первый экспонат семейного музея - прощальное письмо Сергея Муравьева-Апостола после аудиенции у императора, когда ему сказали, что жизнь сохранена не будет. Это покаяние перед отцом, что своими действиями он приносит семье такое горе.
Мать, Анна Семеновна, умирает вскоре после возвращения в Россию (1810г.)
Младшему, Ипполиту тогда было 4 года. Его забрали к себе Муравьевы, семья двух других знаменитых декабристов. (шансов не было у парня)
Иван Матвеевич вскоре женится вторично, вторая жена, Прасковья Васильевна Грушецкая, была богата и фактически сама его выбрала, засидевшись в девушках.
Известный, как "дом Волконских" дом на Воздвиженке шёл за ней в приданое, и Иван Матвеевич прямо писал: "Я женился на домах".
Дом тот сильно пострадал в 1812г., и тогда семья покупает этот вот дом, который не был поврежден пожаром.
А дети вначале не принимают этот брак, все, кроме Сергея.
Он вообще был очень солнечный и очень связанный с отцом ребёнок.
И вот он просит прощения в письме, и просит передать ему Евангелие в Петропавловскую крепость
Матвей папе не пишет, он обижен за мать, но пишет сестре Кате: "Передай мне чистое платье, мой мундир в ужасном состоянии..."
Катя - фрейлина, отец - член сената, они просят о свидании и, конечно, получают его.
Матвею они тоже передают Евангелие, подписанное мачехой, что она прощает его за все.
Затем приводят Серёжу, у него перевязана голова, он был ранен, возглавляя восстание Черниговского полка. Брат Ипполит, тоже будучи в сражении, застрелился, видя, что брат упал. Но родные этого не знали.
Отец говорит: "Что ж ты не попросит чистого, как твой брат?". "Да недолго осталось", - отвечает Сергей, но оставалось до казни еще полгода.
На таинстве причастия Сергей узнает, что Матвей винит себя, что не уберег и подвёл младших, и уже несколько дней не принимает пищу. Сергей пишет брату записку, что давно знает о его тяге к самоубийству, и далее цитирует Евангелие: что это грех, что ты не должен, что иначе ты не встретишься с матушкой и завершает: "До встречи в раю".
И именно у Сергея и еще у Рылеева оборвались верёвки. Сергей, падая, еще повредил ногу, и тут он произнес свою знаменитую фразу: "Да что же за страна у нас такая, что даже повесить нормально не могут!"
И Рылеев кричит генералам: "Чего вы ждёте?! Задушите нас своими аксельбантами!"
Матвей же из отправленных на каторгу прожил дольше всех - 92,5 года.
Из одиночного заключения в крепости Роченсальм по письму Кати его переводят в ссылку: Иркутск, Якутск, Вилюйск...
10 почтовых станций Катя будет сопровождать брата на расстоянии, обеспечивая ему прием и условия.
В Ялуторовске на поселении он даже женится, но с детьми не сложится.
Вернётся из ссылки, живет в Калужской, Тульской губернии, затем 11 лет в Твери, там похоронит жену.
К нему приезжал на разговор Лев Толстой, когда задумывал писать "Декабристы".
И потом его заберёт внук Кати, которому она смогла передать заботу о брате.
И будут празднования полков Семёновского и Преображенского, и Матвея Ивановича пригласят, и императору шепнут, что это ветеран войны 1812г. "Что же за ветеран, если нет ни одной награды?", - удивится император, узнает, что он еще и декабрист. Тогда подойдёт и скажет, что в продолжение амнистии надо вернуть звание и ордена и назначить пенсию.
"Нет, уже не надо, - ответит Матвей, - но я хочу сохранить фамилию, я последний в роду и можно ли моему внучатому племяннику передать..."
В 1886 г. по его просьбе фамилия Муравьев-Апостол была передана старшему сыну его племянника - Владимиру Владимировичу Коробьину, который отныне стал именоваться Муравьев-Апостол-Коробьин.
И, родившись при Екатерине Второй, Матвей Иванович умрет при Александре Третьем.
Спускаемся на первый этаж.
Нам осталось осмотреть парадные залы. Тёмная лепнина - оригинальная, светлая - долепленная.
Самая дальняя комната, кабинет.
Традиционная парадная спальня.
Колонны оригинальные, это искуственный мрамор.
Архитектор дома точно не известен, известно только, что это была мастерская Жукова.
А интерьеры делал итальянский мастер Кампиони в 1856г.
Столовая.
Люстры понятно что не тут висели, но все антикварные. Печи родные и прочищены.
И, наконец, бальный зал
Напоследок суем нос в эркер
И покидаем дом с такой долгой, сложной и интереснейшей историей со счастливым концом. (скрестила пальцы)