Случайное, но прекрасное совпадение - оказаться в квартире в день рождения хозяйки.
Итак, эта квартира принадлежала Майе Михайловне и ее мужу Родиону Константиновичу Щедрину
(Википедия: Родион Константинович Щедрин (род. 16 декабря 1932, Москва, СССР) - русский композитор, пианист, музыкальный педагог, общественный деятель; народный артист СССР (1981), лауреат Ленинской премии (1984), Государственной премии СССР (1972) и двух Государственных премий РФ (1992, 2018). Полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством».
Автор 7 опер, 5 балетов, 3 симфоний, 14 концертов, многочисленных произведений камерной, инструментальной, вокальной, хоровой и программной музыки, музыки к кино и театральным постановкам.)
Супруги с 1990-х жили в Мюнхене, здесь бывали наездами.
Майи Михайловны не стало в 2015г., детей у пары нет, и вот в начале текущего года Родион Константинович передал квартиру Бахрушинскому музею.
Он сейчас как раз сравнялся с Майей Михайловной в возрасте - ему 89 лет, именно в этом возрасте она ушла (она старше мужа на 7 лет).
Родион Константинович ведет активный образ жизни, также активно пользуется интернетом и мониторит новости в ТГ-канале музея. Так что он в курсе всех значимых посещений. Например, недавно квартиру посетил Борис Мессерер, двоюродный брат Майи Плисецкой (ему тоже 89 лет).
Вообще, все члены этой семьи жили и живут достаточно долго. Родному брату Азарию Михайловичу - 85. Мама балерины, Рахиль Михайловна Мессерер-Плисецкая, прожила до 91 года. Семья с долгой жизнью без старости. Такая генетика.
Кстати, я не знала, что смерть настигла Майю Михайловну на футбольном матче. Она была фанаткой до самого конца. Чтоб я так жил, как говорится!
Последний раз в этой квартире Майя Михайловна была за полгода до кончины, она сама занималась подготовкой своего юбилейного торжества.
В прихожей гостей встречает мишка, купленный ею в Сапсане по дороге из Петербурга в Москву.
Дом был построен в 1949г. для работников сцены по заказу Большого театра. Он пристроен к более ранней (30-х годов) части дома для работников Наркомлеса. На нашей части дома отличается отделка: здесь выполнены однотонные барельефы с изображением театральных масок и кулис.
(фото из сети:
http://mosprogulka.ru/places/zhiloj_dom_narkomlesa_bolshogo_teatra_tverskaja)
Плисецкая получила квартиру здесь в 1963г. Квартира трехкомнатная, 115 кв. метров, интересной планировки.
В прихожей - памятные вещи. Вот, например, по случаю пребывания Плисецкой в Австралии.
Из прихожей мы попадаем в холл-столовую.
Налево - спальня, направо - гардеробная.
Прямо - коридор в кабинет и дверь в санузел.
Мы, конечно, знаем, что все родственники Майи имели отношение к искусству.
Мама, Рахиль Михайловна Мессерер-Плисецкая - актриса немого кино; тётя, Суламифь Михайловна Мессерер - балерина; дядя - Асаф Михайлович Мессерер - артист балета... Тут, как говорится, без вариантов.
Но в начале была жизнь в Осло при папе-дипломате (т.е. вообще девочка-мажорка: папа - дипломат, мама - актриса!), которая закончилась в 1937г. с арестом отца.
Отец был расстрелян, мама с грудным Азарием отправлена в лагерь, Майю забрала и удочерила тетя Суламифь.
(И вот сейчас у меня не сходятся даты. На экскурсии сказали (и в Википедии написано так же), что в балетную школу Майю приняли в 7 лет (тогда как обычных детей берут с 10), но по датам получается, что с 7 до 12 лет она как раз жила за границей.
???
Надо еще почитать.)
В войну семья была в эвакуации в Свердловске, там не было условий для регулярных занятий. И Майя сбегает и возвращается в Москву, чтобы репетировать. (Википедия про это не знает, надо тоже еще почитать)
На этих фото лисецкая в роди Одетты, ей 25 лет. И -просто фото в возрасте 35 лет.
Спальня.
А вот детский фарфоровый сервиз, хранящийся в витрине, был подарен маленькой (лет пяти) Майе продавщицей магазина в Норвегии. (тут я не очень верю, скорее всего все же куплен отцом).
Семейные фото.
В центре - фото Лили Брик, которая сыграла роль купидона, познакомив Щедрина и Плисецкую.
(можно почитать - Щедрин о Брик:
https://rg.ru/2021/11/11/u-lili-brik-odnazhdy-vstretilis-shchedrin-s-pliseckoj.html)
Майя Плисецкая ранее была замужем за Марисом Лиепой, но они прожили вместе всего-то около 2-х недель. А с Щедриным - 57 лет.
Парфюм "Бандит" тоже был подарен Майе Лилей еще в 50-х. И стал ароматом Плисецкой на много-много лет.
Не могу не отразиться.
На стенах портреты хозяйки
Фото из серии снимков для ELLE, фотограф Беттина Реймс, Плисецкой здесь 80 лет.
Гардеробная комната.
Теперь в шкафу оформлены витрины, а ранее тут хранились вещи Майи Михайловны.
Умиление вызывают сохраненные детские ботиночки:
На манекенах - несколько вещей от Кардена последних лет.
Интересно, что Карден одевал ее с 70-х и делал это бесплатно. А когда у Плисецкой в 90-х появилась такая возможность, она сама решила оплатить все вещи кутюрье.
Карден же был автором костюмов Плисецкой в фильме "Анна Каренина".
(можно посмотреть тут:
https://selyanka1.livejournal.com/323330.html)
Хитон же Розы - от Сен Лорана. Тут хитон пришит к купальнику, отсутствует жесткий балетный корсет, обеспечивая большую свободу танцора.
И это, безусловно, отсыл к танцу "Призрак Розы" В.Нежинского в Дягилевских сезонах.
В чемодане - работы Шагала с автографами. Конечно, они остались в квартире случайно, у артистов много чемоданов. И потом Щедрин широким жестом не стал Шагала забирать.
Плисецкая имела высокий рост для баллерины тех лет (168 см), а вес ее всю жизнь был в предеах 50-55 кг.
Причем она не особо ограничивала себя в еде, вообще, голодание артистов балета - это байки, ты просто упадешь на сцене, если будешь недоедать.
Майя была известна любовью к селедке, любила ролы, немецкое пиво, легко могла выпить водки.
И она была доброжелательным открытым человеком в отличие от, допустим, Улановой. Она любила молодежь, что вообще не характерно для балетных. И молодые не ощущали разницы в возрасте и статусе, общаясь с ней, хотя она была старше в 4 раза.
Вообще, она называла себя "ленивой балериной", она ненавидела занятия в балетном классе, не смога выучить английский, не научилась водить машину...
Но звезды встали так, что эта девочка родилась в нужное время в нужном месте. У нее в период роста были примером две звезды - Семенова и Уланова, но они обе были Питерской школы, ученицы Вагановой, и в Москву попали по правительственному указу. Майя же была москвичкой по праву рождения.
Последняя комната - кабинет Щедрина. Конечно, у всех сразу возникает вопрос: где же музыкальный инструмент?
И нам по секрету сообщают, что Щедрину принадлежит еще соседняя однушка, она пока за ним и осталась. И студия как раз там. Очень удобно.
На стенах авторские копии Пикассо и Леже. Со вкусами хозяев тут все ясно.
Напоследок еще раз захожу в спальню, чтобы посмотреть в окно на Москву.
Думаю о фразу экскурсовода: "Могилы у Плисецкой нет. Ее прах хранится у Щедрина, а когда его не станет, их останки объединят и развеют над Москвой..."
По-моему, это прекрасно.
(Почитать :
https://godliteratury.ru/articles/2015/11/20/mayya-navsegda)
**
Этот стул не имеет никакого отношения к квартире, он стоял на другом этаже, но порадовал запиской: "Стул не пахнет. Он просто облетел по осени, скоро съедет!"