выставка "Кладовая прикамья" в центре Грабаря 8.11.

Nov 15, 2022 17:12

Выставка посвящена 100-летию Пермской художественной галереи и почти такому же длительному сотрудничеству галереи и реставрационного центра, и - к 150-летию Игоря Грабаря.
Художетвенный отдел Пермского музея с самого начала формировался в соответствии с принципами, сформулированными Грабарем в 1910-х годах. Также Грабарь спсобствовал пополнению коллекции музея качественными предметами из государственного музейного фонда.


Серебренников Николай Николаевич - уроженец пермской земли, он 40 лет жизни отдал Галерее. Начал музейную деятельность в с. Ильинское, был весьма активен, и его приглашают в Пермь.


Галерея на тот момент была весьма разномастным собранием церковных предметов и даров горожан.
В 1923г. он приступает к деятельности, начинаются первые экспедиции.
Первая, летняя, экспедиция проходила совместно с директором музея А.К. Сыропятовым по маршруту Пермь - Ильинское - Сретенское - Дмитриевское - Кудымкор - Б.Коча - Пожва.
В процессе стало ясно, что для большей эффективности работы требуется тщательная подготовка. Серебренников составил карту с классификацией по географическому признаку селений. Оказалось, что больше всего деревянной скульптуры в Верхнекамском и Коми-Пермяцком округах.
В сентябрьскую экспедицию Серебренников отправился один. Музейные экспонаты были привезены из 22 пунктов: Вильгорт - Покча - Искор - Ныроб - Янидор - Цидва - Кольчуг - Ужгинское - Бондюг - Ракино - Ворцево - Устье Косы - Монастырь - Гайны - Юксеево - Подъячево - Порошево - Коса - Пуксип - Сиринское - Шакшер - Керчево. Результаты превзошли все ожидания: 195 скульптур и множество икон, образцы шитья, предметы из металла, кости и др.
За три года было осущсетвлено 6 поездок, благодаря чему была собрана самая крупная в России коллекция деревянной скульптуры.
Деревянная скульптура была по всей стране, но в Пермском крае больше сохранилась, за период с 15 до 18 веков, когда произошёл её настоящий пик.
Деревянные идолы и культ дерева всегда были сильны в этих краях.
Поэтому, когда в 1460г. началась христианизация языческого края, деревянная скульптура послужила неким компромиссом.
И целом в крае скульптура сохранилась достаточно хорошо.
Экспозиция была представлена в музее уже в 1925г.


В 1925 И.Грабарь едет в командировку в Пермский край, и происходит его личное знакомство с Серебренниковым .
Вместе они отправляются в экспедицию по "строгановским гнездам" Пермского края.


После 1926г. Серебренников сосредоточится на научной работе и написании книги, вышедшей в 1928г.


Переписка Серебренникова с Грабарем:


(Справка: в 1920-е  Грабарь атрибутировал как оригинал «Мадонны с вуалью» вариант картины, обнаруженный на чердаке дома Анатолия Демидова в Нижнем Тагиле. После реставрации «Тагильская Мадонна» экспонировалась в Пушкинском музее. Только в конце 1970-х музейные сотрудники отказались от атрибуции полотна Рафаэлю и вернули его в Нижнетагильский музей изобразительных искусств. (Википедия)
Однако, в публикациях не говорится о переатрибуции, более того - картина ездила в Эрмитаж на выставку Рафаэля.


Читать:
https://turizmnt.ru/gorod/legenda/1092/
https://ntagil.org/news/detail.php?month=03&year=2021&ELEMENT_ID=256011
https://www.virtualrm.spb.ru/ru/node/12813)





(Гуглим:
)




Перейдем к экспозиции первого зала.


Ангелы с трубами  - у них расчистили оригинальное серебрение и укрепили красочный слой, собственно, это и есть основные небходимые реставрационные действия.


Как видно на фото, поступили ангелы в темных одеждах


У ангелов с иконостаса сохранились даже крепёжные кольца. Но один все же утратил крылышко.



Эти ангелы были привезены из 3-й экспедиции.
Надо заметить, что местные жители не всегда положительно относились к изъятию скульптур из храмов.

Распятие - из последней экспедиции Серебренникова 1926г.


На распятии с обратной стороны есть росписи. На экранах все можно посмотреть: было - стало. Экспонировать впоследствии собираются с двусторонним обзором.



Богоматерь и Иоанн Богослов из композиции "Распятие с предстоящими". Работы те же - очистка, укрепление красочного слоя.
"Предстоящие" попадают в Галерею в 1930-х, и сами позднего времени, это 19 век.







(Ликбез, гуглим:

)

Интересно, что экспонируемые иконы - с гербом Костромы, хотя поступили в Галерею в 1930-х из местного Петропавловского храма.


Тут всплывает история изъятия икон у старообрядца, иконы эти поступают в приказ и в Ипатьевский монастырь, где Строганов решает посмотреть реликвии и забирает часть...
Видно на фото - какими темными поступили иконы.






Реставраторы не спокойны даже в период выставки ))



"Господь-Вседержитель", 17в.


Реставрация налицо - кусочек "как было" оставлен, запись 1820 года, и шкала раскрытия слоев до 15в.



Иисус показан прямо в процессе реставрации





Несколько дарохранительниц показаны только на экранах




Второй зал.


Пополнение художественного фонда как раз очень сильно зависело от государственного музейного фонда, а не от местных экспедиции, и лично от Грабаря. Благодаря этому в Перми сложилась достаточно интересная коллекция.

"Аврора" - гравюра-копия с росписи плафона Гвидо Рени виллы Казино Роспильози в Риме.




С подобными работами происходит следующее:  очищение резиновой крошкой, промывка листа водой в ванночке с дистилированной водой, в процессе чего сходят желтизна и фиттинги (?? тут я могла неверно записать термин - это некие жёлтые точки, реставраторы даже не знают толком - что это, но они всегда есть, не фатальны, легко сходят, но потом снова появляются), а затем - дополнение бумажного слоя.

Мастерская масла активно сотрудничает с тремя исследовательскими лабораториями центра. Это рентген-лаборатория; это химико-технологическая, важная для определения состава краски и, соответственно, возраста работы; и микро-биологическая, которая занимается микроорганизмами, живущим на работе.




"Бегство в Египет", которая на самом деле "Святое семейство" пришла весьма богатая плесенью с обратной стороны.
На рентгене же явно показались следы предыдущего реставрационного вмешательства.







У этой работы с помощью рентгена и неравнодушных сотрудников Центра переатрибутировали авторство с Панини на Кальери.
По картотеке рентгенограмм было найдено совпадение 96 процентов.




Работа эта изначально из собрания князей Барятинских из Марьино Курской губернии, даже сохранился их номер.
И, скорее всего, ошибка идёт ещё со времен приобретения работы ими.
В подобных случаях делается рекомендация музею для переатрибуции

"Грехопадение"
Тут была на рентгене обнаружена фигура бога-отца, которой не было на поступившей работе.
Интересно, что написанный сверху пейзаж близок к времени написания.







Также интересно, что работа выполнена на деревянных досках, понятно, что тут неминуемы щели и т.д., и специально для работы был создан короб.

Работа неизвестного итальяноского автора 15в., толщина доски всего 5 мм.
Скорее всего, изначально это была не самостоятельная работа, а шпалера, например, вставка на кровати. Потом проходит мода, работу изымают и начинают продавать отдельно.
Паркетаж был очень внушительный с обратной стороны, нам показан новый.






Живописный слой пока не восстановлен, закончили только работу с деревом.

Еще пара работ.












икона, пермь, картины, ликбез, реставрация, выставки

Previous post Next post
Up