Евгений Иванович Куманьков (1920, Смоленск - 2012, Москва)
Народный художник РСФСР. С 1945 года - художник-постановщик киностудии «Мосфильм». Главный художник Малого театра.
"Большую и удивительно плодотворную жизнь прожил уроженец Смоленска художник Евгений Иванович Куманьков.
Сразу после окончания школы в 1939 году он был принят в числе первых в столичный ВГИК на художественный факультет.
А в 1941-м со своим курсом в пешем порядке отправлен из Москвы на фронт под Смоленск в ряды Народного Ополчения. После окончания ВГИКа молодой художник сразу же начал работать на советской «фабрике грез» - на легендарном «Мосфильме».
Его первые фильмы в качестве художника-постановщика, «Садко» и «Илья Муромец», стали настоящими былинно-сказочными блокбастерами того времени. После них началась работа над фильмами по нетленной классике - «Капитанская дочка», «Мертвые души», «Метель» (с известнейшей музыкой Свиридова). Потом в творческой жизни Евгения Куманькова наступила эпоха режиссера Леонида Гайдая - «12 стульев», комедия всех времен и народов «Иван Васильевич меняет профессию», «Не может быть», «Инкогнито из Петербурга».
В 1973 году последовало неожиданное и крайне лестное предложение от директора Малого театра включиться в постановку драмы А.Толстого «Царь Федор Иоаннович» в постановке Б. Равенских, с гениальным Смоктуновским в главной роли и музыкой столь же гениального Свиридова. Спектакль стал грандиозным событием в художественной жизни России. Толпы осаждали Малый театр в день спектакля... Вскоре после премьеры Евгения Куманькова пригласили стать главным художником Малого театра. Его работа в Малом театре продлилась целых двадцать лет вплоть до 1999 года и была ознаменовалась шедеврами театрально-декорационного искусства.
На «Мосфильме» и в Малом театре художник непосредственно и постоянно общался с выдающимися актерами, режиссерами, композиторами, составлявшими цвет той эпохи... Огромная киностудия и ведущий драматический театр страны - это сложнейшие организмы, наполненные... энергией создания художественных произведений, но и повышенной нервозностью, подчас суровыми интригами... Однако Куманькову всюду, где бы и с кем бы он ни работал, удавалось быть абсолютно вне этой кино- и театральной круговерти отношений...
В его внутреннем мире царили романы Достоевского и поэзия Пастернака, наследие русской живописи Серебряного Века, Бориса Кустодиева, западное искусство XX века и, конечно, классическая музыка, всегда и постоянно звучавшая в его мастерской на Фрунзенской набережной. Широко признанный мастер, народный художник России, Золотая кисть России... Евгений Иванович был начисто лишен тщеславия... Молчаливый, погруженный в себя, не очень общительный, целиком преданный искусству и только искусству. И при этом трудолюбие Куманькова просто зашкаливало. Он каждодневно проводил целые дни напролет у своего мольберта в мастерской. Он работал легко, на подъёме, для Куманькова «муки творчества» были бесконечной радостью. Таким он был всегда.
В самом конце 1950-х годов Куманьков в качестве отдыха начал рисовать пейзажи старой и новой Москвы. Постепенно это творческое увлечение превратилось в основную линию жизни художника. Рано утром, вооружившись папкой с бумагой, цветными карандашами, пастелью и прихватив раскладную скамеечку, он садился на первые утренние троллейбусы и отправлялся в исторические районы Москвы, на Арбат, в Хамовники, на Таганку, Замоскворечье, в исторические парки нашего города - всюду, где город сохранял черты самобытности. Куманьков рисовал уходящие кварталы, деревянные дома-ветераны, бывшие дворянские усадьбы, деревья...
Это грустная и элегическая повесть об уходящей Москве. Выходят его альбомы «Москва… Как много в этом звуке» (с предисловием Юрия Нагибина), «Москва святая родина моя». Художник любил Москву и переживал как личное горе бездумное разрушение старины.
В итоге многолетней работы им была создана уникальная коллекция городских пейзажей Москвы, насчитывающая около 3 тысяч единиц хранения. Большие фрагменты этой коллекции находятся сегодня в Третьяковской галерее, Государственном музее А.С.Пушкина, в Музее-усадьбе Ясная Поляна, в Музее Царицыно..." (с)
Мальчик на картине - сын художника Антон Куманьков (1958-2010), в будущем художник-портретист, книжный иллюстратор, график.
Это окно квартиры на Кутузовском проспекте. Художник чуть-чуть увеличил масштаб окна.
Детская площадка в Денежном переулке,1971
Кривоарбатский переулок, 1963
Арбатская площадь (из серии Москва, которой больше не будет), 1996
Двор в Староконюшенном переулке, 1971
Телеграфный переулок, 1976
Из времен Достоевского (Голиковский переулок), 1976
Последний снег (Спасопесковский), 1953
Сквер в Брюсовом переулке, 1971
Лунная ночь на Большой Молчановке, 1994
Арбатская весна, 2001
Праздничный вечер в Плотниковом переулке, 1995
Первая зелень (Плотников переулок)
Осень на Собачьей площадке, 2004
Поварская, Дом Ростовых, 2005
Москвичка, 1991