Название инсталляции "Сон живописи пораждает чудовищ" отсылает к гравюре Ф.Гойи. Однако прямой аналогии с изображением на гравюре здесь нет. В роли "спящего" выступают спрятанные в шкафу тюбики с краской, лежащие на игрушечной кроватке, а также огромная палитра, сползающая с кушетки, и напоминающая своей формой полотка С.Дали. В искусстве 20 века живопись "засыпает", уступая место новым видам художественных практик. Другие зействующие персонажи - необычные предметы мебели: шкаф, кушетка. напоминающая о кабинете психоога, стул, назначение которого неизвестно... вместо чудовищ по сторонам, подобно насекомым, разбегаются калоши, имеющие такой же казенный зеленый цвет, что и все предметы... Так инсталляция, порожденная сюрриалистичным сновидением оказывается пропущенной через опыт советской коммунальной эстетики...
В 70-е годы Д.Пригов сфрмулировал свой "теологический проект". Его интерес к религии, мистике и эзотерике реализовался не только в текстах и графике, но и в серии "Банки". В контексте истории современного искусства консервная банка вызывает ассоциации с американским поп-артом. В 1962г. Э. Уорхол сделал серию из 32 изображений консервированного супа... Копмозиция Уорхола была имитацией полки в супермаркете... Однообразие банок говорило о новом мире, в котором оказался житель Америки во второй половине 20 века - мире, состоящем из предметов серийного производства, основой которого является массовое потребление.
Банки Пригова обладают совершенно иными концептуальными свойствами. Для него жестяная емкость является лишь формой, которую можно наполнить идеей. Каждая банка получает индивидуальную этикетку. а внутри фиксируется табличка с текстом. Именно текст является сутью произведения, ведь в русской культуре зачастую надпись важнее содержимого. Пригов сообщает, что "банки - это единая форма жизни, разнообразно называемая". Пустые банки могут говорить о чем угодно - о смерти, о государстве, обо всем, что интересует художника.
Одна из немногих реализованных версий из длинной череды эскизо, которые Д. Пригов создавал на протяжении многих лет... Художник постоянно возвращался к размышлении о соотношении сакрального и профанного, телесного и бесплотного. Ключевой диллемой для него оставалась и диалектика взаимодействия пластики и текста. Пригов приравнял свою инсталляционную практику к виду стихосложения...
Мизансцену автор трактует как случайно увиденную зрителем религиозную мистерию: прервавшая работу в музейном зале уборщица втайне возносит молитву искусству. Взирающий со стены кровоточащий божественный глаз - едва ли не совокупный взгляд всех страдающих художников.
Сближая "каноническое" (Всевидящее Око) и "экстатическое" (парящая фигура уборщицы) художник инсценирует момент прозрения неких высших сущностей...
Современное искусство для широкой публики до сих пор остается чем-то запредельным, требующим усилий, "жертвы". Но и само искусство много лет было жертвенным. Пригов демонстрирует желанный призрак культурной утопии: заведомо невозможное чудо гармонического слияния зрителя и произведения.
Эту же сакральную тему пародоксально разрабатывает Е.Елагина в инсталляции "Высшее - Адское", погружая зрителя в атмосферу схоластических спекуляций, превращенных в театральную мизансцену: соединение в тесном пространстве двух полярных понятий, объединенных общим, тянущим к земле "грехом" (гирей)...
Е.Елагина является одной из знаковых фигур круга московского романтического концептуализма... Ее произведения всегда оставляют ощущение недосказанности, ускользания смысла, что так к лицу искусству.
"Начало проекта относится к 1992г. Тогда мне впервые встретилась странная книга - руководство по изготовлению выпечки. Это было пособие с завораживающими черно-белыми иллюстрациями. Сверху из глубокой темноты выступали две руки и создавали величественные основные формы - шар, спираль, замешивали массу-твердь... Руки управляли субстанцией..."
В инсталляцию входят картины маслом на холсте, воспроизводящие иллюстрации из книги, и объекты из папье-маше и белой необожженной глины. "Черно-белая кулинарная книга" - метафора творения. Неслучайно соспоставление теста и глины, представляющих собой первоматерию...
Р. Герловина, филолог по образованию, выбрала в качестве своей дипломной практики комбинаторику лингвистической игры. В 70-х годах она начала создавать большие серии "манипулятивных объектов", прежде весго детских кубиков, каждый из которых имел текстовое послание. Концепция такого типа произведений подразумевает активное вовлечение зрителя в игру. Объект невозможно воспринять только зрительно, его адекватное понимание требует прямого тактильного контакта - ощупывания, верчения в руках, перемещения...
В 1975г. Герловина выплнила первые комбинаторные поэмы...
В 60 ячейках данного объекта размещены 50 кубиков с именами известных исторических личностей разных эпох. Зрителю предлагается распределить кубики с именами по ячейкам, определенным в названии, выполняя роль Высшего судьи.
Инсталляция А.Ольшванга "У изделия" манифестирует герметичное магическое пространство, которое мыслится в неоязыческих понятиях. Примечательно, что шаманическая атмосфера достигается прозаическими промышленными средствами - отходами металлолитейного производства.
Используемые аллюминиевые листы были всего лишь заводскими заготовками, которые после штамповки должны были стать готвыми изделями: ложками, вилками, тарелками... Вырванные из своего контекста и соединенные в одной инсталляции, они обрели иное бытование. Это напоминает о цепочке перерождений, которые приняты в рядах восточных философских систем.