"П" происходит от греческой "пи", обозначающую потенциальную энергию. Авангардное искусство можно рассматривать как серию прорывов в области художественного языка. Прорывом была сама идея слияния искусства и жизни, представление о том, что искусство обладает трансформирующей силой, и возвращение к народному искусству и примитивным формам. И прорывом стал найденный сразу несколькими художниками путь к беспредметной форме. Особенно интересны опыты Поповой, которая нашла свой способ "выйти за пределы холста".
В начале 20 века многие представители новейших художественных течений заново открыли для себя русскую народную культуру. "Я понял крестьян через икону", - признавался Малевич. "Косарь" ьыл одним из главных персонажей его крестьянского цикла, в котором кубистические элементы художник синтезировал с сакральными.
Кустодиев же изображал повседневные обычаи купеческой России, беря за образец произведения народного искусства.
Хронологически понятие "Серебряный век" относится к рубежу 19-20 столетий, стилистически - к тем представителям, чье творчество пронизано символизмом и тоской по галантной красоте слова, движения, рисунка... На контрасте с социальной остротой и реалистичностью живописи передвижников, представители направлений "Мир искусства" и "Голубая роза" решили улучшать неприглядную российскую действительность изысканностью и утонченной красотой. Мирискусники искали вдохновения в стиле Людовика 14 и эпхе Елизаветы Петровны. Голуборозовцы стресились передать "запредельное" - их живопись музыкальна и невесома.
"Т" в старославянской азбуке - "твердо", твердое и неприступное. Такими и были принциты Товарищества передвижных выставок - первого в России свободного творческого союза. В 1862г. 14 выпускников Академии отказались выполнять конкурсную работу на мифологическую тему. Они настаивали, что современность и окружающая реальнсоть приоритетны в изображении. Бунтари были лишены академичских привилегий, но вошли в историю русской живописи.
Левитан впервые стал участником передвижной выставки в 1891г.
Условность - инструмент осмысления реальности через ее упрощение, обобщение и выявление характерных признаков. та или иная степень условности присуща любому живописному полотну. Условность в искусстве существовала со своих первых проявлений в первобытных орнаментах, сохранила значение в народном творчестве и церковной живописи и получила новое развитие в искусстве модернизма.
Фактура живописной поверхности хранит следы рук художника, его инструментов, может рассказать о стиле работы, методе, времени. Классические живописцы, стремясь к иллюзии жизнеподобия, работали лессировкой - накладывали много тончайших слоев краски, проявляя объем и создавая особый эффект мерцания. Нередко гладкая фактура встречается и в работах авангардистов. Во второй половине 19в. появляется импульсивная манера накладывания красок, а в начале 20в. фактура станосится полем для экспериментов художников-новаторов.
Со дня основания музеи сохраняли и изучали артефакты. В 20 веке эта функция оказалась особенно важна. Многочисленные катаклизмы поставили под угрозу сохранение многих художественных направлений. Рискуя подвергнуться репрессиям, музейные работники спасали приговоренные полотна, прятали в запасниках, где они многие годы могли лежать в рулонах без опознавательных знаков, как неизвестные объекты, которые зачастую обозначают латинской буквой "икс", схожей с нашей "Х".
Термин "цветопись" изобрела Ольга Розанова. К цветописи художница пришла через поиски в бласти беспредметного искусства, исследования роли чистого цвета в живописи. Созданная ею система во многом противостояла супрематизму: если у Малевича цвет только разделяет плоскости, то в цветописи он ценен сам по себе. Очищенный от "трех сурррогатов живописи" - фактуры, формы вещей и воздушной атмосферы, он становится квинтэссенцией всего. рано уйдя из жизни, художница не успела создать стройной теории и в полной мере воплотить свои принципы.
Черный относится к ахроматическим цветам, наряду с белым и серым. Ахроматический означает бесцветный. Это не цвета, а тона, которые используются для обогащения оттенков. В чистом виде ни белый. ни черный в природе не сущсетвуют. Ученикам художественных школ использовать черную краску и вовсе запрещается. Это пиучает добиваться "эффекта черного", смешивая разнообразные цвета. Черный поглощает все существующие цвета, он больше других нуждается в свете... Неудивительно, что черный занял особое место в палитре новаторов - супрематиста Малевича ("Черный квадрат") или нонконформиста Гросицкого.