Про данную квартиру я читала ранее, допустим, здесь:
https://www.sobaka.ru/city/city/66922 И вот повезло самой побывать в бывшей квартире купца Барышникова в его доходном доме на улице Марата.
В начале 19в. данный участок занимал трёхэтажныйособняк графини Анны Орловой-Чесменской. Позднее несколько лет дом принадлежал Марии Клейнмихель.
В 1897г. купец Барышников выкупил участок на Николаевской улице (нынешняя ул.Марата) с целью построить на нём доходный дом, частично для сдачи, частично - для собственной большой семьи.
Александр Яковлевич Барышников - сын зажиточного крепостного крестьянина, который торговал миткалем и состоянием «едва ли не превзошёл своего помещика». Александр Яковлевич получил достойное образование: окончил училище и гимназию, знал три иностранных языка и «с Библией и тремя рублями пришёл в столицу». Он открыл собственное дело и к 1873г. числился купцом 2-й гильдии, торговал кружевом, держал три магазина и два склада в Гостином дворе.
Архитектор Василий Шауб подготовил проект здания и руководил строительством до сентября 1898г. Работы затягивались, поэтому заказчик решил поручить строительство своему старшему сыну Александру, недавнему выпускнику инженерного Института путей сообщения. Александр бавал в Шотландию в командировке и там насмотрелся на новый стиль в отделке.
Барышников-младший в результате переоформил фасад в стиле модерн, который входил в моду в то время. Он лично отрисовал эскизы для декоративных элементов дома - орнаментов, витражей и барельефов, а также некоторые узоры в интерьерах.
В прессе 1899 года оформление здания критиковали за «декадентский» характер, однако признавали новизну и хорошее общее впечатление.
Внутри здание разделили на 15 шестикомнатных квартир и 5 трёхкомнатных. Первый этаж занимали 4 магазина. Второй этаж занимали балетная студия и другие творческие организации.
Хозяская квартира занимала весь третий этаж по фасаду и крылья во двор, по разным сведениям от 15 до 24 комнат. У Александра Яковлевича и Пелагеи Александровны Барышниковых было десять детей.
Высота потолков была разная, в квартире 4,27м.
Интерьеры были оформлены также в стиле модерн. Все помещения были оборудованы по последнему слову техники, имели водопровод, канализацию, электричество. В 1906 году были установлены лифты.
После революции Барышниковых уплотнили, но позволили остаться жить в прежней квартире. Квартиры были переделаны под коммунальные, внутренние помещения перепланированы, декор частично утрачен.
Елена Булгакова-Лескова - историк искусств и декоратор, она купила квартиру в 2014г.
Декор стен открылся в процессе, через 1,5 года ремонта. Была масляная зелёная краска на стенах и белый потолок.
Когда стало понятно, что надо искать, пришлось обращаться к реставраторам, делалась ленточная расчистка в каждой комнате. И хозяйка стояла перед выбором - что восстанавливать, а что не делать. Конечно, расчистить все росписи финансово было не потянуть. Масляную краску нагревали фенами и снимали. Частично, конечно, краска тащила с собой и оригинальный красочный слой. И, как Васильев называет стиль "обшарпе", так и оставили, новой краски не добавляли.
И тогда мыслей даже не было становится гидом и пускать сюда людей на экскурсии.
Маленькая комната осталась от коммуналки, справа стена - единственная, оставшаяся от разделения, которую убирать не стали.
А ранее это был кабинет хозяина, и коридор выходила стеклянная перегородка - по мнению реставраторов.
Печи не было, стояла буржуйка. Но раз остался дымоход, то и печь поставили, но она из другой квартиры.
Рассказ про проходные комнаты и анфиладу, другие нормы были в то время, комнаты между собой были закрыты в будни и открыты в выходные.
Современная гостиная.
Тут печь родная, но ее тоже пришлось приводить в порядок.
Росписи в гостиной решено было оставить фрагментарно.
Это - не портреты хозяев, они куплены на блошином рынке, но датированы годом постройки дома, и Елена называет их "исполняющими обязанности".
То, что получается в квартире не видела даже семья Елены все 3,5 года ремонта, до момента торжественного рождественского обеда.
Затем Елена пригласила Максима Косьмина, блоггера и краеведа, увлечённого старым фондом. Это был январь 2018г. Максим написал в своем блоге, следом эту историю опубликовала "Бумага", после чего Елене позвонила дочь: "Мама, ты видела это?!", потом опубликовала "Собака". И вечером уже позвонило телевидение НТВ и следом ещё 5 телеканалов. Это называется "проснуться знаменитой".
И эту историю увидела правнучка купца, на ТВ ей дали номер Елены, "и вот в один прекрасный день я слышу плачущий старческий голос в трубке и дуиаю - ну вот только наследников мне и не хватало..."
Но наследники оказались душевными людьми, и вся история семьи и семейные фото от них. И ковёр 19в. они подарили в прошлом году, хотели, чтобы семейный ковёр вернулся в квартиру.
По фото Барышниковых сразу видно, что он доброго нрава, а она- женщина с характером.
Скончался Александр Яковлевич в 75 лет в 1915г., очень, надо признать, своевременно.
Жена его - Жогина Пелагея Александровна, дом ее отца был тут же на ул.Марата на углу со Свечным пер. Отец проигрался, и она выходила замуж бесприданницей.
По рассказам, когда она шла к Невскому, все городовые уважительно кланялись.
Выехала из страны с 4 младшими детьми и драгоценностями. Осела в Ницце.
Магазин оставался за вторым сыном, Николаем. После революционных событий товар был вывезен в Ревель, Николай уехал его сопровождать и не вернулся, позднее жил с матерью в Ницце. Возможно, он приехал помочь устроиться, но так там и остался.
Пелагея Александровна умерла в 1947г., а он в 1976. Жена же его с тремя детьми остались в России, именно из этой ветки наша наследница Валерия Абрамовна.
Александр Барышников-младший не смог построить отношения с новой властью, он скончался в 1924г. от тифа.
Его сёстры Нина и Вера жили в фамильном доме до Великой отечественной войны, погибли в блокаду в 1942г.
Спальня - продолжение кабинета, что мы видели в прихожей, синий цвет здесь решили не расчищать, это все же Питер.
Печь здесь была, но заваливалась.
Последнее образование хозяйки - философ-теолог, поэтому в спальне много икон.
Столовая была гораздо больше, она перегорожена, что очень видно по потолку.
При делении большой хозяйской квартиры санузел и кухня остались в другой части, поэтому нынче ванна устроена в кухне.
Двери в квартире все из лиственницы.
Перекрытия-лаги тоже из лиственницы, в прихожей делали новую стяжку, а из снятых лаг сделана столешница стола.
Заключительная деталь: входная дверь с засовом - очень по-купечески.