Зеркало - символ двоемирия и миражности. В 20 веке наступило время "разбитого зеркала", которое преломляло пространство многократно и многообразно. Художники разобрали действительность на фрагменты по принципу калейдоскопичности, пересоздали ее по законам новой художественной реальности. Лентулов сформировал собственную концепцию картины-калейдоскопа.
Импровизация наглядно отражает художественные поиски начала 20 века - порвать с прописными истинами, расширить границы восприятия. Идея синтеза искусств доминировала в артистической среде. Наиболее полно идея синтеза воплотилась в наследии Кандинского, автора "колоризированной музыки", который считал, что звук, краска, слово - явления тождественные.
Музей в древности - не место собрания предметов, а место, посвященное музам. Музы - покровительницы искусств и наук, дарующие творческое вдохновение. Постепенно накопившиеся "дары богам" стали выставлять для всеобщего обозрения. Так появились первые экспозиции.
"К" - буква, восходящая к финикийскому "каф", обозначает "ладонь". Ладонь с ее неповторимым рисунком созвучна произведению, которое со временем приобретает такой же неповторимый ухор из мельчайших трещинок - кракелюров. Характер кракелюра многое сообщает исследователям, как и линии на ладоне или морщины на лице.
Портретное искусство розжается на пересечении воли заказчика и взгляда художника. Портрет - всегда результат компромисса. В России становление портретного жанра проходило через приобщение к европейскому опыту. Композиция, окружение, поза служили подсказкой к характеру модели.
"М" восходит к финикийскому "мем" и египетскому иероглифу со значением "вода". Даже в современном начертании буквы сохранилась форма волны. Вода и образ морской стихии всегда волновали художников, но каждый автор трактовал его по-своему. Айвазовский создал сотни вариаций этого образа.
Неофициальное искусство создавалось авторами, не нашедшими себе места в официальной художественной жизни страны. Оно противостояло соцреализму, осваивало наследие исторического авангарда и экспериметировало с новыми формами. Этоявление оформилось в конце50-х-начале 60-х как ответ на хрущевскую оттепель. Отправной точкой для художников оказалась выставка П.Пикассо (1956) и Американская национальная выствка в Москве (1959). Новаторские произведения создавались в подполье, там и находили зрителей коллекционеров. Любопытно, что буква "Н" восходит к египетскому иероглифу, обозначающему змею - божество, связанное с подземным миром.
В.Вайсберг, Композиции, 1977г., Новый Иерусалим
"О" - буква, которая не изменилась со времен финикийской цивилизации и в таком виде вощла в большинство современных алфавитов. Своей замкнутостью и бесконечностью она отсылает к орнаменту, поддерживая один из главных его принципов - симметрию. В живопись орнамент пришел из декоративно-прикладного искусства. Поначалу он был частью убранства, а как самостоятельный прием его открыла живопись модерна. Увлечение орнаментом стало предвестником экспериментов авангарда. Граница реальности и орнамента исчезала, весь мир превращался в орнаментальное полотно.