музей-квартира Мейерхольда 20.02.

Mar 29, 2022 17:38

Если свернуть с Тверской в арку сталинки,


То с одной стороны Брюсова переулка будет эклектичное здание, т.н. Дом Гудовичей, передвинутый с линии Тверской улицы. (подробней: https://progulkipomoskve.ru/bryusov_pereulok_21_moskva_dom_gudovichej),


а с другой - конструктивистский дом 1928г., "Кооперативный дом артистов".


Квартиру в доме Мейерхольд приобрели с женой и её детьми от Есенина, это был сразу весь 2-й этаж, 1 и 3 комнатные квартиры, еще на стадии строительства дома. Они встречались с архитектором (И.И.Рерберг, автор здания Киевского вокзала), чтобы спланировать пространство. И жили они здесь по 1939г., до трагических событий.



Про трагические события мы слыхали: Мейерхольда в Питере на параде арестовали, Зинаиду убили, скорее всего, пробравшись через балкон в кабинете мужа, детей в квартире не было. Зинаида шла  в этот момент из ванной, ее окружили и нанесли 17 ранений. Служанку, скорее всего, оглушили.
Затем было велено в 48 часов покинуть жилплощадь, мебель вся была вынесена, поэтому музей нельзя назвать мемориальным.


В однушке жил шофёр Берии, затем одинокая женщина, вообще не подозревающая об истории квартиры и ее прежних жителях.
В трешке до 1991г. жила секретарша Берии.
С 1989 году внучка Мейерхольда Мария Валентей отправляла письма в различные инстанции с просьбой предоставить квартиру, в которой жил Мейерхольд, для организации музея. В итоге Мосгорисполком распорядился о передаче квартиры Министерству культуры. Вторую квартиру музей выкупил (получил по наследству за уход).


Голубая комната, тут жил Костя Есенин.


Поговорим о биографии режиссера.
Родился он в Пензе в 1874г., был восьмым ребенком в семье, и звали его на самом деле Карл Казимир Теодор Майергольд. Отец - еврейский винозаводчик, мать - обрусевшая немка.
Благодаря матери получил хорошее музыкальное образование, в Москве пробовал поступить к Ипполитову-Иванову, но тот его не взял.
В школе учился неважно, с детства увлекался театром, все постановки смотрел - а Пенза тогда была третья театральная столица России.
Первый спектакль поставил в 13 лет, это "Горе от ума", есть о том брошюра. Две сестры Мунт играли в этом спектакле, одна станет его первой женой, брак продлиться 25 лет, в нем трое детей, три девочки.
1895г., Мейерхольду 21 год, это совершеннолетие, он обязан служить в армии, и в армии немецкой. Он этого, конечно, не хочет, пишет письмо в синод, принимает православие, затем меняет имя. Берется имя по святкам - Всеволод (есть версия, что в честь Всеволода Гаршина) и меняется одна буква в фамилии.
В семье умирает отец, Всеволод не хочет заниматься семейным бизнесом, просит его исключить из наследства, он хочет быть актёром. Мать недовольна. Тогда он уступает, поступает в Москве на юридический, но довольно быстро заскучал и 2 года занимается тем, что ходит по театрам.


Любимым театром Мейерхольда был Малый, любимой актрисой - великая Ермолова, пока он не попадает в спектакль нового театра со Станиславским. В то время Екатерина Мунт (сестра жены) уже тоже в Москве, в театре Немировича, и она сообщает, что будет новый набор.
Мейерхольд пришёл с отрывом из "Отелло", Немирович заметил, что тот копирует Станиславского, но заметил и талант.
И берет его сразу на 2 курс. Выпускается он с отличием вместе с Книппер и Мунт.
К тому году Станиславский и Немирович уже встретились, и эти выпусскники составляют костяк новой театральной труппы.
Первая постановка - "Царь Федор Иоаннович".
Станиславский считал Мейерхольда подходящим на роль царя Федора, Немирович, наоборот, был за Москвина. Тот окончил студию Немировича ранее и служил в Ярославском театре.
Мейерхольд в итоге играет Василия Шуйского, но он недоволен. Это первое столкновение с режиссёрским диктатом, и отношения его с мастером портятся, но при этом со Станиславским все время будут оставаться хорошие отношения.
Затем он играет главную роль в пьесе "Смерть Иоанна Грозного", где Станиславский сам играл 6 спектаклей, но решил уступить роль молодому актёру. Многие считают эту роль лучшей у Мейерхольда.


Далее "Чайка". Премьера пьесы была в Петербурге в Александринке с Комиссаржевской и потерпела провал. Чехов после этого покинул Петербург.
Труппа МХТ едет в Ялту договариваться с автором.  Многие считают, что именно Мейерхольд уговорил Чехова согласиться на постановку.
На премьеру Чехов не поехал, посетил театр только через несколько спектаклей. И роль Кости Треплёва принял беспрекословно. Хотя имел претензии даже к Станиславскому в роли Тригорина.


Ушёл Мейерхольд из театра в 1902г., ему не давали главных ролей, он испытывал творческий кризис, кроме того произошел раскол в театре, молодёжь хотела новый материал и новые формы.
Был ещё финансовый кризис театра, тогда приходит С.Морозов и предлагает сделать товарищество на паях. Актёры в пайщики не попали и это стало последней каплей.
Несколько актёров уходят громко хлопнув дверью и опубликовав письмо.
Что делать дальше,  уйдя из самого лучшего и популярного театра Москвы?
У актёра Кашеверова Херсоне родственник, он сообщил, что стоит здание театра, пустует. И, собрав семьи, актёры едут в Херсон.
Первые полгода труппа играет театры МХТ, на афишах написано "по точным мизансценам". Конечно, народ идёт.
Но как часто вы ходите на один и тот же спектакль? А зритель нужен всегда.
Нужно ставить свои спектакли, новые спектакли. И первая режиссерская работа Мейерхольда неожиданно имеет успех. И Мейерхольд понимает, что у него получается.
В результате за 2,5 года труппа потавила  250 спектаклей.
(Режиссер Питер Брук, будучи на экскурсии в музее, на этом месте воскликнул: "Я не верю, я за всю жизнь поставил 50!")


Станиславский хочет поставить "Синюю птицу" и узнает, что эта символистская пьеса идёт в Херсоне у Мейерхольда.
Он приглашает его в Москву, даёт молодых актёров. Тот принимает приглашение, начинается новыый период  - Студия на Поварской. Но Станиславский остался недоволен спектаклем. Т.е. отдельные сцены в процессе репетиций его устраивали, а целый спектакль - нет.
По задумке выключался свет везде, оставались только свечи. "Включите свет!" - сказал Станиславский...
В общем, видение двух мастеров не совпало, и студию распускают.
Мейерхольд возвращается в Херсон и организует гастроли в Полтаве.
Он отказывается от занавеса, он забивает досками оркестрорую яму, за счет чего действие приближается к зрителю.
В спектакле "Нора", напротив, включается свет и в зале. Люди чувствуют себя не комфортно, непривычно. Кроме того действие на сцене начиналось раньше положенного, что тоже было новаторством.
В целом гастроли можно назвать провальными, но не для Мейерхольда. Комиссаржевская, увидев спектакли, приглашает его в Петербург.


Год они работают вместе, он ставит 13 спектаклей, но затем расходятся по-плохому, через суд, приглашают экспертом Станиславского и тот говорит, что неправ Мейерхольд.
Комссаржевская - звезда императорских театров, но всю жизнь мечтала создать свой собственный театр, долго копила. И Мейерхольд с его новаторствами обходился ей очень дорого.
Например, был спектакль, в котором Мейерхольд ставил эксперименты со светом, когда светом создавалась иллюзия колонн и персонажи проходят сквозь них... - представьте - какова была цена подобного в те годы.
Кроме того, прима в театре решала все сама, а тут неожиданно некто решает за неё - что одеть, как говорить и т.д. Это было тоже непривычно и не комфортно. Кроме того не всегда ей доставались главные роли


В те годы Мейерхольд увлекся теорией, что лучший актёр - это кукла.

Розовая комната - Татьяны Есениной.



Приходит художник императорских театров Головин к директору императорских театров Теляковскому и просит взять Мейерхольда. И неожиданно тот соглашается, несмотря на сомнительную славу реформатора и скандалиста.
Но предлагает все же ставить классику.  Начинается самый спокойной период в творчестве Мейерхольда, 10 лет по 1918г.
С Головиным они создали 20 спектаклей, 6 лет работы было только над постановкой "Маскарада". Может и дольше бы работали, но у директора лопнуло терпение, и он пообещал отдать спектакль другому.
И премьера "Маскарада" состоялась 25 февраля, в день революции. Это один из самых дорогих и самых масштабных спектаклей в истории театра - 250 статистов. 5 занавесов. Столько персонажей у Лермонтов нет, нет у них и слов, но для каждого Мейерхольдом была придумана своя пантомима. Спектакль-долгожитель, он шёл до 1948г., пока не умер последний актёр первого состава.
Персонажа Пьеро тоже нет в произведении, его играл сам Мейерхольд, в голубом костюме. Именно он забирал у Нины браслет.
Сейчас в Мариинке идёт "Маскарад", памяти Мейерхольда. Можно посмотреть костюмы и занавесы, но сам спектакль конечно уже не тот.


Революцию Мейерхольд принял, но это была его ошибка, он принял политическое обновление за обновление театральное.
Поставил в Петрограде «Мистерию-буфф» Маяковского в 1918г.
С мая 1919 по август 1920 жил в Крыму и на Кавказе. Пережил несколько смен власти, его арестовывала белая контрразведка.
Несколько месяцев заведовал Театральным отделом Наркомпроса по приглашению Луначарского.
В 1920г. начал активно вводить в театр программу «Театральный Октябрь». На курсах мастерства сценических постановок вводит преподавание биомеханики как теории движений.
В 1922г ставит  спектакль "Великодушный рогоносец".
В качестве художника находит Л.Попову на выставке "5х5". Она не сразу соглашается, конструктивисты считают театр буржуазным искусством.
Задача - чтобы декорацию можно было собрать на любой площади и сыграть.
На тот момент у Мейерхольда уже есть  своя мастерская в ГИТИСе. Одежда была у всех акторов одинаковая, синего цвета. Главного героя играл Ильинский, он выделялся оранжевыми бубенчиками. И не было совершенно грима.
Сюжет пьесы несложный: Бруно и Стелла недавно поженились, Бруно подговаривает друзей, чтобы они её соблазняли - пройдёт ли она испытания?
Постепенно начинали крутиться колеса, это крутил педалями сам Мейерхольд, не доверяя процесс никому.


Апофеоз советского периода - "Ревизор", 1926г..
Уже играют звезды: З.Райх (они поженились в 1922г.), Э.Гарин и пр.
Было поставлено 33 эпизода, спектакль шёл 6 часов. На сцене стояли 15 дверей, вся сцена не использовалась, из дверей выезжали небольшие площадки, на каждый эпизод. Ключевые эпизоды - сцена взятки и немая сцена.
Взятки - руки в белый перчатках высовываются из дверей, однажды дающий застревал между двумя дверями.
Немая сцена - замена актёров на кукол в момент выключения света. В конце из 15 дверей выходили актёры, подходили к своим персонажам и делался общий поклон.

Кабинет реконструирован по воспоминаниям Татьяны Есениной



1934г. выходит спектакль "Дама с камелиями", шёл в театре Ермоловой, присутствовал Сталин, ему спектакль не понравился. Все вещи в спектакле использовались антикварные.
Критика обрушилась на Мейерхольда с обвинениями в эстетстве. Зинаида Райх написала письмо Сталину, заявив что он не разбирается в искусстве.
Мемориальная ваза из спектакля, подлинный сюртук Мейерхольда и реконструкция театрального костюма, в оригинальном Зинаиду похоронили.



Чашка, ее, как и вазу, сохранили некоторые знакомые.


"Пиковая дама" - последний спектакль Мейерхольда, был поставлен в Питере. Снова посыпались нападки, в частности, что использовано не либретто Чайковского, а Пушкин. Было написано письмо Шостаковича в защиту Мейерхольда.


Бюст Пушкина, его "Бориса Годунова" Мейерхольд считал вершиной драматургии. А второй вершиной - "Гамлет" Шекспира.


То, что мы знаем сейчас как концертный зал Чайковского, планировался как театр Мейерхольда.


Подлинный портфель, он был подарен Косте Есенину.


Фото с Гордоном Крегом, третий - Таиров.


Ковёр из Узбекистана, свадебный, эти ковры делаются в единственном экземпляре. Подлинный был подарен Мейерхольду, но этот не тот самый, а похожий, дан на хранение Музеем Востока. Оригинал можно увидеть на картине Кончаловского.





Вот такая противоречивая, в чем-то непонятая и непонятная, требовательная к актерам и трагическая личность Мастера.
Он действительно был зачастую жесток с актерами, но они почему-то любили его
Есть воспоминания Бабановой, она писала "если позовут - брошу все и вернусь к Мейерхольду", хотя расстались они не очень хорошо, Мария Ивановна ушла, когда все главные роли стали уходить к Райх.


Интересна история про памятник.
Внучка Мейерхольда Мария Валентей ещё в 1956 году добилась его реабилитации. Где он похоронен - было неизвестно. И она установила на могиле З.Райх на Ваганьковском кладбище общий памятник. (фото lilekootherd)
Тем, кто возражал, она отвечала: "Скажите, где похоронен мой дед, и я поставлю памятник там".


В 1987г. стало известно подлинное место захоронения Мейерхольда: „Общая могила № 1. Захоронение невостребованных прахов с 1930-42“ на кладбище московского крематория у Донского монастыря. Это братская могила более 300 человек.

театр, дома, музей, экскурсия, личность

Previous post Next post
Up