33 буквы русского алфавита дают начало 33 словам, вокруг которых выстраивается экспозиция.
Выставка представляет многоликость творческих поисков в русской живописи 19-20вв. и ряд художников орбиты русского искусства исключительно на основе региональных коллекций.
Автопортрет - взгляд художника на собственное "я". Объектом искусства выступает сам субъект. Собственное лицо - самая доступная натура, дающая простор для экспериментов без необходимости кому-то угодить.
Беспредметное искусство также вело свои поиски в области цвета, форму и линии на плоскости. Авангард стремился вывести творчество на принципиально новый уровень, добраться тем самым до основ сущности. Малевич выдел в беспредметном искомый им "нуль форм" и "новый живописный реализм".
Для художников-пейзажистов воздух становится одним из основных объектов изображения. Его отсутствие ощущается мгновенно. воздух осязается благодаря сторонним эффектам. Он взаимодействует со светом, заполняет собой пустоты, углубляет изображение и влияет на наше восприятие цвета и вещи в пространстве холста. На катинах Поленова и Левитана потоки воздуха ощущаются почти физически.
Глубина - третье измерение в картине, она тесно связана с воздушной средой и полностью отсутствует в беспредметной живописи. Создание иллюзии глубины долгое время оставалось главной профессиональной компетенцией художника: достоверно передать объем, выстроить многоплановость изображаемой реальности. Освоив классический инструментарий, художники начали экспериментировать. Фальк использует "сдвиги формы" Куинджи затягивает внимание в глубину изображения с помощью цветовых пятен, а Шишкин погружает средний план в тотальную темноту, которая поглощает взгляд зрителя подобно черной дыре.
Многослойность картин, наличие "двойного дна" - явление в живописи весьма распространенное. Снимая слои старого лака, реставраторы находят давно скрытые от глаз изображения, могут изменить датировку или усомниться в авторстве. Музейная экспертиза позволяет отличить подлинники от подделок, идентифицировать портретируемых, а порой и реконструировать недостающие части полотна.
Художники всегда стремились запечатлеть обнаженную натуру - символ бытия ("Е" происходит от глагола "быть").В первобытную эпоху царствовали палеонтологические Венеры. С течением веков нагое тело и способы его репрезентации в искусстве менялисьь в зависимости от веяний времени. Для художников обнаженная модель - школа мастерства и излюбленный объект.
ФРАГМЕНТ
Эта буква получила официальное признание в 1783г. Первым словом, отпечатанным с ней было слово ВСЁ. От него произошла концепция "всёчества", предложенная И.Зданевичем. Художник "постигает всю полноту средств, пользуется всеми средствами мастерства для достижения цели, творит и близится к совершенному искусству". Зданевич считал, что прочие течения исчерпали себя и на смену им должно придти "всёчество". Правда, на практике эта идея не была воплощена, оставшись теорией, а ее последователи разбрелись по другим течениям.
Жанровая живопись изображает повседневную жизнь: бытовые сцены с участием людей из народа. Подобно режиссеру театраьной постановки художник выбирает сюжет, выстраивает декорации, населяет сцену персонажами.