для себя. декабристы.

Dec 01, 2021 11:57

Декабрь - предчувствие праздников, снег, начало зимы, красные "вифлеемские звезды" во всех магазинах, покупка подарков: загодя и в последний момент, множество дней рождений друзей и родных, сбившихся в кучу.
Декабрь - это еще и декабристы.

Раненым медведем
мороз дерет.
Санки по Фонтанке
летят вперед.
Полоз остер -
полосатит снег.
Чьи это там
голоса и смех?
- Руку на сердце
свое положа,
я тебе скажу:
- Ты не тронь палаша!
Силе такой
становись поперек,
ты б хоть других -
не себя - поберег!

Отсутствие музеев декабристов, да и отношение к декабрьским событиям, как, впрочем, и к некоторым недавним нашим событиям ХХ века - в некоторой степени маркер состояния нашего общественного сознания и мнения. Они или революционеры и разбудили Герцена. Или бунтовщики и преступники. Середины в обывательском сознании нет.
И многое нам до сих пор мало известно, хотя и доступно в публикациях.
К следствию было привлечено 579 человек, призваны виновными 287. Суд установил одиннадцать разрядов, поставив вне разрядов пять человек. Император Николай I указом от 10 июля 1826 года смягчил приговор почти по всем разрядам; только в отношении пяти приговорённых, поставленных вне разрядов, приговор суда был подтверждён.
Светлейший князь Петр Васильевич Лопухин, председатель Верховного уголовного суда, согласно воспоминаниям Смирновой-Россет, принес императору список осужденных на. Николай хотел подписать всех, но Лопухин сказал: «Государь, вы начинаете царствовать» и затрясся. Его сын, князь Павел Петрович Лопухин, как участник трех тайных обществ, был привлечен к следствию, но дело его оставлено без последствий.
Император Николай Павлович оставил в списке пятерых, подлежащих четвертованию (!), но заменил казнь на повешение. По росписи Верховного суда еще 31 подследственный должен был быть казнен отрубанием головы (!), но их наказание было заменено на вечную каторгу.
Долгое время подробности следствия содержались в строгом секрете. Делопроизводитель Следственного комитета Боровков составил Алфавит - список всех замешанных в заговоре лиц. В 1827-1828 дела «Следственного комитета» были запечатаны в секретном архиве. 1848г. ограниченным триажом 25 экземпляров для внутреннего пользования августейшей семьи была подготовлена по материалам следствия книга Модеста Корфа, лицеиста и одноклассника А.С.Пушкина, - «Историческое описание 14 декабря и предшествующих ему событий».
Только в 1870-80гг. к ним были допущены "генералы-историки" М.И.Богданович, Н.В.Дубровин и Н.К.Шильдер. Когда Лев Толстой пытался воспользоваться этими материалами для своей книги «Декабристы», ему было отказано. Первые цитаты из документов в печати появились только после 1905 года.
Извините, но закончу тривиальной цитатой. Декабристы все-таки разбудили Герцена: «Был ли этот заговор своевременен, доказывает не только единство мнений Александра Первого и их ... о невыносимо дурном управлении нашем, но и невероятное распространение заговора по всему государству в какие-нибудь 7 лет. В нем участвовали представители всего талантливого, образованного, знатного, благородного, блестящего в России».

И. Чичкина

чужое, история

Previous post Next post
Up