Википедия: Андрей Дмитриевич Сахаров (21 мая 1921, Москва - 14 декабря 1989, там же) - советский физик-теоретик, академик АН СССР, один из создателей первой советской водородной бомбы. Общественный деятель, диссидент и правозащитник; народный депутат СССР, автор проекта конституции Союза Советских Республик Европы и Азии. Лауреат Нобелевской премии мира за 1975 год за сохранение мира.
После заявлений, осуждающих ввод советских войск в Афганистан, был лишён всех советских наград и премий и в январе 1980 года выслан из Москвы, его жена Елена Боннэр добровольно выехала с ним. В конце 1986 года генеральный секретарь ЦК КПСС М. С. Горбачёв разрешил им вернуться из ссылки в Москву, что было расценено в мире как важная веха в деле прекращения борьбы с инакомыслием в СССР.
Скончался вечером 14 декабря 1989 года, на 69-м году жизни, от внезапной остановки сердца в своей квартире на улице Чкалова.
С сайта центра: В январе 1990 года по инициативе Елены Георгиевны Боннэр, а также коллег и друзей Андрея Дмитриевича Сахарова была создана Общественная комиссия по сохранению наследия академика Андрея Сахарова.
В мае 1991 года Фонд Сахарова провел в Москве I Международный Конгресс памяти Андрея Сахарова «Мир, прогресс, права человека». Следующими этапами работы Фонда Сахарова стали создание и открытие в 1994 году Архива Сахарова и в 1996 году - Музея и общественного центра им. Андрея Сахарова (с 2012 года - «Сахаровский центр»).
Здания Сахаровского центра предоставлены Правительством Москвы в безвозмездную аренду.
В первые годы деятельности Сахаровского центра основное внимание уделялось формированию музейной экспозиции и библиотечного фонда, выставочной деятельности и историко-архивной работе.
В частности, в рамках программы «Память о бесправии» созданы уникальные электронные базы данных:
«Мартиролог жертв политических репрессий, расстрелянных и захороненных в Москве и Московской области в 1921-1953 гг»;
«Памятники и памятные знаки жертвам политических репрессий на территории бывшего СССР»;
«Воспоминания о ГУЛАГе и их авторы»;
«Репрессированные художники и искусствоведы»
Экскурсию для нас проводит хпанитель музея Наталья Самовер.
Для начала я узнаю, что в доме с высокой аркой, который я только что прошла на Садовом, Сахаров жил со своей второй женой, оттуда его забрали в ссылку, туда он вернулся, там умер, и там есть квартира с постоянной экспозицией и архив.
Квартира под архив выделена правительством Москвы. Академик умер в 1989, а 100 лет со дня рождения исполнилось как раз в этом году.
А тут временная выставка, мемориальный фонд Сахарова был основан после его смерти, музей и общественный центр с библиотекой открылись в 1996г.
Здесь предполагался сперва музей СССР, но вскоре стало понятно, что площадь этого не позволит. И экспозиция называется "История тоталитаризма".
Архитектурное бюро получило музейную премию, тут 4 стены: камень, железо, дерево и прозрачные шторы - как символы истощения тоталитарной системы.
Сейчас центр имеет статус иностранного агента (как все достойное в нашем государстве), собирается судиться в Страсбурге.
Региональные организации "ин-агенты" чахнут и закрываются, потому что в 4 раза увеличивается отчётность прежде всего.
Икарушка
Первая стена. Стенды демонстрируют столкновение идеологии и реалий СССР.
Коммунистическая идеология заимствовала многие каноны и ритуалы религии, которую она отрицала. Главным догматом было создание совершенного общества, некоего земного рая, где расцветут добродетели и исчезнут пороки. Руководитель этого утопического проекта, комммунистическая партия, следила, чтобы в обществе не взникало отклонений и сомнений. Идеологическая машина эффективно работала, и энтузиазм значительной части общества был неподдельным.
Фотографии, лозунги и строки из песен передают атмосферу всеобщего ликования, единения и веры в победу коммунизма. И эта иллюзия успешно скрывала царящие в стране страх, насилие и бесправие.
Вторая стена - как стенгазета показывает становление силовых структур. Воплощение утопической мечты было сопряжено с созданием государственной репрессивной системы. Как репрессивный аппарат начинает жить своей жизнью, поглощая все больше и больше людей.
Красный террор, борьба с кулаками, вредителями и шпионами, рабский труд на "стройках коммунизма" были неотьемлемой частью советского образа жизни. По подсчетам демографов страна потеряла около 40 миллионов чеовек в период 1917-1954гг.
История тоталитаризма начинается сразу с октябрьского переворота, когда люди у которых в руках сила, перехватили власть у людей, в руках которых были полномочия, т.е. левые эсеры были в большинстве после февральской революции, когда было покончено с самодержавием, но не смогли противостоять большевикам.
Практически сразу начались аресты и расстрелы, и маховик репрессий раскручивается, потому что и народное сопротивление объективно сеществовало. Но страна была тогда иная, большевиков поддерживали рабочие, а страна на 70 процентов была крестьянская. И большевики смогли удержать власть только за счёт жестокости.
Крестьянину с хозяйством и большой семьёй государство нафик не надо и неинтересно. Только разве как организатор рынка.
Крестьянин независим от государства, в отличие от рабочего на зарплате. И лозунг "землю крестьянам" - как раз левых эсеров. Большевики перехватили этот лозунг на первых порах. Но потом землю надо было сразу забрать, чтобы сделать людей зависимыми. И поэтому был придуман термин "раскулачивание" и вся дальнейшая коллективизация.
"Комбеды", комитеты бедноты - это самые отщепенцы и бездельники, презираемые в деревне, и они обретают власть на селе.
И это сломало сам стержень крестьянства. Молодёжь не понимает: надо быть как кто? Как тот, кого раскулачили, или как пьяница, которые заседает в комбеде?
Раскулачено было 2,5 млн человек. Не все эти люди умерли, но у всех была сломана жизнь.
А следом приходит коллективизация. Чем зажиточнее была губерния, тем хуже шла так коллективизация, потому что нафик это было людям не надо. Местами это была практически война, убийство агитаторов, ответные карательные операции... Но так или иначе, к 30-м годам страна была полностью поставлена в зависимость от государства.
Экономическое развитие бодро началось ещё в царской России, транссиб был построен без всяких заключённых. Но потом первая мировая, гражданская, раскулачивание, коллективизация... Нет специалистов, нет станков... И смысл колхозов - давать зерно как экспортный товар, полученный по минимальной цене. И затем на золото закупались станки и прочее. И в стране началось крепостное право по сути, крестьянин не имел паспорта, и это чудовищное позорище продолжалось до 70-х годов.
Чтобы вырваться из колхоза, надо было завербоваться на фабрику или завод. И приток населения в города был колоссальный. Строительство метро - это было уже следствие транспортного коллапса в Москве. А строительство канала Москва-Волга было следствием водного коллапса.
Но проблема людоедской системы в том, что она накапливает ошибку, и, рано или поздно, самоуничтожится.
Раздел "Путь через ГУЛАГ"
ГУЛАГ долгие годы был практически "государством в государстве" со своими территориями, законами, экономикой, населением... Изломанные доски, куски арматуры, металлические прутья и другие предметы в экспозиции - как символ прохождения кругов гулаговского ада. Тут представлены подлинные предметы лагерного быта, оудия труда, документы... За каждым - чья-то судьба. На металлической черной стене - фотографии растрелянных в Москве и Московской области. В ящиках - копии материалов седственных дел.
1937г. - начало большого террора, казалось бы: жизнь наладилась, в городах отменили карточки.
Ещё это 20-летие революции, когда люди прожившие 20 лет при новом строе начали оглядываться назад и подводить какие-то итоги. Людям обещали построить лучшую в мире страну и самый справедливый строй, и вот прошло 20 лет, и вроде в городе неплохо.
Но брат из деревни пишет обратное. И может надо что-то поменять, может надо людей у руля поменять?
И нет ничего страшнее для тоталитарного государства, чем усомнившийся человек. И в этом все дело. Из центра по всем регионам прошёл приказ о начале репрессий: от уголовников до бывших кулаков и прочих "антисоветских элементов", а под это определение попадали вообще все, кто угодно: бывшие дворяне, священники, купцы и их дети.
И на помощь органам приходят граждане. "Кто написал 4 миллиона доносов?"
Для примера семейная история рассказчицы: муж двоюродной бабушки и её брат. Один сидеи и выжил. Второй подписывал расстрельные приговоры: 168 человек подписал за один день, там, где был Королев, позднее сам был расстрелян,
Документа открыто разрешаюшего пытки не было, но уровень жестокости в обществе был столь велик, что бить подследственного было просто нормой.
Право на защиту было полностью ликвидировано, а ведь это почти середина 20-го века в типа цивилизованной стране, но нет защиты, нет собственного слова. Так работала инквизиция в средние века. А приговоры были вынесены заранее, утверждены членами политбюро и на процесс отводилось по 10 минут.
Когда Хрущев пришёл к власти и затребовал цифры, то \оказалось, что только по политическим статьям было за год арестовано 1,5 млн. человек и растреляно 750 тысяч.
Вся инфраструктура нашей страны была построена в 1930-40-х, от сталинских высоток до железных дорог и каналов.
Самый большой лагерь в стране был как раз в Подмосковье - Дмитлаг.
Но потом все это было переделан вольными руками, вот в чем цимус, ибо рабский труд не может быть производительным.
Елена Владимировна Маркова в 20 лет попала на Воркуту в шахту. Кайлом рубится уголь, падает на транспортёр, лента транспортера она не движется, женщины лопатой перекидывают уголь, вагонетка весом 2 тонны передвигается также человеческой силой, тогда как даже в древнем мире их таскали лошади.
И цель наших лагерей "перековка трудом", а вовсе не уничтожение, как в лагерях нацистских.
Плюс соответствующее питание, превращающие человека в доходягу, ведь при норме калорий белка было только 17 процентов от нормы.
В канале Москва-Волга только по официальной статистике 1 труп на 5 метров канала.
Из мемуаров: рассказ про человека с личной белой рубашкой, которую он стирал каждый вечер, работая уборщиком лагерных туалетов. Именно подобные мелочи помогали не потерять человечекий облик, сохранить себя с нечеловеческих условиях.
Приказ о членах семьи изменников родины был нужен для того, чтобы не получить в ответ на террор бабий бунт. Женские зоны переполнились очень быстро.
Занавеска из барака - это уже большое благо, возможность получить хоть какое-то подобие личного пространства. До сих пор в языке заключённых есть слово "уюты".
История Вавилова, чья коллекция выжила в даже блокаду, а сам академик умер от голода в тюрьме, и его архив был уничтожен. И это как пример отрубленной альтернативы, ведь вся наша история могла пойти иначе. И если только представить себе: сколько витков уничтожено, то становится понятно, что мы живём в огрызке будущего по сути.
Раздел "Сопротивление несвободе"
1953г., умер Сталин. Последовало холодное лето 53-го, бериевская амнистия, когда хлынула на волю волна озверелых уголовников.
Берию вскоре съели свои же, на его место пришёл Маленков, а его пододвинул Хрущев, и он понимал, что мера зла переполнена, и он принял решение отделить зло от советской власти. И маховик начал раскручиваться в обратную сторону. Дела поднимались давались справки об освобождении и о реабилитации.
И в 1956г. Хрущевым была произнесена речь, в котором он говорит о случившихся злодеяниях. Сделано это было для того, чтобы показать, что я-то хороший, что все зло мы оставили вот там, позади, а теперь мы победим, давайте пойдем за мной опять в светлое будущее.
И несколько лет и даже десятков лет общество соображало как теперь с этим жить и как к этому относиться.
И человек начинает понимать, что государство может ошибаться, что оно может быть право и может быть не право.
Более того, построенные отдельные квартиры давали людям ощущение безопасности. Ты закрываешь за собой дверь, за дверью осталось государство, а ты на своей территории стал самим собой. И, как следствие, завелась другая жизнь, альтернативная культура, диссидентство, радио, магнитный самиздат, кухонные разговоры...
И многие люди приходят к выводу, что советская система порочна, что человеческие идеалы плохо совместимы с тем, что происходит вокруг.
Но на открытое сопротивление отваживались немногие, более распространена была пассивная оппозиция.
Первые подпольные политические кружки появляются еще в 40-х годах.
Чаще всего туда входила молодежь, зачастую - дети репрессированных родителей. Участники считали сталинский режим искажением ленинизма. История одного из таких кружков изложена в автобиографической повести А.Жигулина "Черные камни". Деятельность подобных групп, как правило, сводилась к обсуждению между участниками положения в стране и конспектирования основных работ Маркса и Ленина.
В 1956-57гг. подобная группа возникла на истфаке МГУ, позже ставшая известной как "Лига патриотов" или кружок Краснопевцева. В эти года внимание подпольщиков привлекает обстановка в Венгрии.
Подобные кружки продолжают возникать и в дальнейшем, в том числе уже и антимарксистского толка.
Развивается технология: радиоприемники, магнитофоны, флтоапараты позволяют получать, копировать и распространять материалы.
Слово "самиздат" вошло в обиход в 1950-х и стало обозначать любые машинописные копии неопубликовынных произведений, не прошедших государственную цензуру. Сначала в списках ходили почти исключительно стихи. К концу десятилетия самиздат освоил прозу, в первую очередь Платонова и Пастернака. В 60-е годы добавилась и откровенно политическая литература. После 1964г. появилась "Хроника текущих событий" - информационный бюллетень правозащитного движения, выходивший 15 лет.
Андропову при вступлении в должность подали записку, что в год в самиздате выходит около 400 значимых текстов.
Тогда же начали развиваться квартирные концерты.
Сарафанное радио - это своего рода аналоговая социальная сеть, и на квартирниках снова включалась магнитная запись, и тираж расходился в геометрической прогрессии.
Вот так постепенно разрушается тоталитаризм.
И долгое время считалось, что сожрать человека власть уже не могла, могла только исключить из Союза писателей или лишить гражданства. Т.е. все не так страшно как при Сталине.
Но вот про машинистку, которая печатала конкретно этот Альманах, рассказали в Центре свою историю сестры: их родители были арестованы в 30-х, детей было трое. Младшую оставили родственники в Одессе, а старших, 5 и 4 лет, отправили поездом к бабушке. Когда маму перевели на поселение, Таня поехала к ней. Т.е. она видела арест отца, она видела как выглядит ссылка, она получила профессию секретаря-машинистки, она работает в журнале "Юность", она знакома с писателями, она берет работу на дом.
Младшая сестра уже живёт с ней, и внезапно Татьяна рассказывает ей, что за ней следят. Люди, которые собирали альманах, не назвали машинистку по имени. Но в КГБ не дураки, они вызвали Татьяну на допрос, она покаялась, что - да, работу на дом она брала. И ее больше не трогали. Но психика у неё не выдержала, она года не дотянула до горбачевской перестройки, и выбросилась из окна. Она не смогла жить с этим вечным страхом в душе.
Постепенно начинаются негативные процессы в экономике, никакого развития не происходит и в умах, и в производстве. Мы уже закупаем хлеб, а не продаём его, как при Сталине.
Но у нас же есть нефть и газ, мы может это продать, а что нам надо - купить. И полная катастрофа бюджета случилась при падении цен на нефть.
"Нам не впервой, затянем пояса, сплотимся вокруг партии..." - говорят рулевые старцы. Но сколько же можно?
И когда власть начала падать в надежде на народную поддержку, народ сделал шаг назад. И власть упала и разбилась.
А народ остался, он свободен, но что теперь делать с этой свободой, как жить с ней? На свободных людях лежит ответственность за свои решения. А мы не умеем, за нас долгое время решения принимала партия.
И вот уже 35 лет мы ползем из этой ситуации. Выползем ли?
Как говорится, "в России надо жить долго".
Наталья советует нам непременно посетить архив Сахарова, где работает подруга Е.Боннер, ей 87 лет, но она может рассказывать 4 часа в одной комнате.