На эту экскурсию я, увы. не успела записаться. А повторы уже не успели провести - все ломают очень быстро. ((
Поэтому - инфа из ФБ - два разновременных и разных авторов посты, и снимки чужие.
1. В начале 20 века здесь были авторемонтные мастерские, перед войной выпускали танки, а в 50-е освоили производство радиотехнической продукции и появился Научно-исследовательский институт дальней радиосвязи (НИИДАР).
Последние семь лет институт развивается в другом месте, а на оставленной территории возле метро Преображенская площадь возникло абсолютно самодостаточное государство творческих людей - первые годы стоимость аренды была невысокой и сюда приехали художники, реставраторы, фотографы.
В этом государстве с пропускной системой (осталась, видимо, на автомате от секретного предприятия) кроме работы в просторных, светлых мастерских, можно было поесть, подстричься, позаниматься спортом, даже сдать вещи постирать. Вечерами полно развлечений - иммерсивные театры, дискотеки, бары, презентации книг, свои галереи и музеи.
Главное было получить пропуск, попасть на закрытую территорию, а внутри - вольница. Слышал такие истории - люди приходили в НИИДАР на дискотеку в субботу, а уходили в понедельник, через неделю.
Особых денег в развитие кластера собственники не вкладывали, ничего не меняли - на стенах сохранились советские плакаты по технике безопасности, огромные портреты Ленина. В цехах рядом с граффити и произведениями современных художников висят транспаранты с советскими лозунгами.
Эстетика закрытого научно-исследовательского института из 70-х частично просматривается даже сейчас, уже в пустых помещениях.
В октябре мастерские начали съезжать. Комплекс зданий НИИДАР готовят под снос. Об этом говорили и раньше, но в этот раз все серьезно.
Интерес и беспокойство вызывает судьба мозаики середины 70-х. Сохранят ли? Ходят слухи, что работа по спасению ведется.
А между тем, об огромном мозаичном панно (высота около шести метров, а длинна больше двадцати) стало известно широкой публике, как раз только в 2014г., когда институт уехал.
Панно очень необычно, на самом деле. Соединяет два непримиримо враждующих стиля - реализм и абстракцию. И еще сюжет, как маркер времени - в 70-х фигуры ученых появляются в изобразительном искусстве страны в большом количестве.
Ученые держат в руках перфоленту, она, закручиваясь, превращается в сигнал дальней связи с космическими аппаратами. Что такое эта перфолента? Носитель и накопитель информации для первых компьютеров. Вот только в жизни читать ее так ученые не могли, только с помощью машин.
Надеюсь, мозаика попадет в хорошие реставрационные руки.
А НИИДАР запомним. На стенах разных корпусов, кстати, как последняя акция от художников, оставлены слова благодарности этому месту. Прощай, НИИДАР. Прощай, явление.
2. Правительство Москвы сообщает: "Мозаичное панно, украшающее один из фасадов старого здания Научно-исследовательского института дальней радиосвязи (НИИДАР), будет сохранено. Под контролем Мосгорнаследия специалисты готовят художественный объект к демонтажу и реставрации. Они проводят фотофиксацию и маркировку блоков мозаики, а также приступают к демонтажу. Работы планируется закончить до Нового года".
Здание института и сама мозаика не имеют охранного статуса, автор мозаики (пока?) неизвестен, но запрос граждан на сохранение мозаики был настолько внушителен, что власти не могли не обратить на него внимание.
И тут же про картуш на бассейне ЦСКА (пост:
https://ulia-ukke.livejournal.com/1201948.html)
Родители юных пловцов, не смирившиеся с тем, что у их детей отнимают бассейн, получили 11 ноября письмо из Москомархитектура с подтверждением грядущего сноса бассейна.
В конце письма сказано следующее: "В целях сохранения ценного архитектурного элемента - скульптурного мозаичного картуша (художник: В.А. Фаворский, скульпторы: А.Е. Зеленский, Д.М. Шаховской) на фронтоне здания бассейна на текущий момент специалистами-реставраторами выполнены предварительные работы по его обследованию, фотофиксации и обмерам в целях последующего демонтажа и музеефикации".
Это первое и единственное подтверждение того, что власти обратили внимание на картуш.
Достаточно ли этого, чтобы не беспокоиться о его судьбе? Думаю, что нет. Надо понимать, что за "музеефикация" имеется в виду. Где намереваются разместить картуш после "демонтажа"?
Предлагаю всем, кого интересует картуш Фаворского, обратиться в Правительство Москвы за разъяснениями.