Петр Иванович Юргенсон - издатель 500 русских композиторов.
Издательство Юргенсон было крупнейшим в России с филиалами по стране и не только.
Издательство "Музыка" - это и есть издательство Юргенсон, увы, без такого размаха. Ведь представительство Юргенсон было даже в Аргентине.
В этой гостиной бывали друзья издателя - музыканты, композиторы, меценаты, среди которых братья Рубинштейны,Римский-Корсаков, Бородин, Чайковский, Третьяковы и многие другие. Здесь музыканты обыгрывали и вносили корректуры в новые произведения.
Традиция продолжилась и при следующем поколении Юргенсонов. При Борисе Петровиче в доме бывали Скрябин, Рахманинов, а к Александре Петровне приходили братья Васнецовы, Суриков...
За этим столом сидели все маститые композиторы, это последний предмет, который вернулся на свое историческое место.
А вот люстра была другая, размером с лепнину на потолке - видно на старом фото.
Книжный шкаф номер 8 - тоже из сохранившихся в семье.
Проходим в следующий зал, рассаживаемся. Слушаем историю семьи и дома из уст прямого потомка - Анастасии Борисовны Юргенсон.
Пётр Юргенсон не был потомственным дворянином, он вообще из не знатной и не богатой семьи, но в росссийской империи можно было получить дворянство за заслуги. И вот из мальчика, пришедшего в город на заработки, он стал всемирно известным издателем и просвятителем.
Там, где сегодня находится гостиная, раньше были главные палаты дома. Здесь принимали визитеров и во времена дьяка Украинцева, и Голицыных. Эти стены помнят Александра I, Николая I, Бисмарка.
Здесь в архивах над рукописями работали Пушкин, Соловьев, Карамзин, Бартенев. Пушкин работал над "Капитанской дочкой". И нет ни одного композитора, у которого не было бы произведения по Пушкину.
Изначально палаты принадлежали Одоевским, почему они носят имя Украинцева - совершенно непонятно, хотя сам Украинцев имеет массу заслуг и вполне достойный человек.
Можно вспомнить, что дьяка Украинцева в свое время били дубьем "за корыстолюбие", можно ли себе представить, чтобы сейчас какого-либо министра наказали подобным образом?
Но были у него и заслуги, эти палаты как раз и были пожалованы Украинцеву в награду .
После его кончины, палаты были переданы Голицыным, два поколения владели ими, при Голицыных были сделаны парадные крыльца, два.
Потом период архивный, здание занял архив коллегии иностранных дел.
Опять же можно долго перечислять известнейших фамилии архивных юношей, некоторых мы упомянули выше, среди них опять же Одоевский Владимир, потомок первых владельцев дома.
И именно он поучаствовал в решении организации кпервой консерватории в России, зародившейся в гостиной Великой княгини Елены Павловны.
И вот мы добрались до музыкальной эпохи.
Последний портрет П.И. написан Александрой Петровной Юргенсон.
Пётр родился в Ревеле в семье шкипера, отец умер рано, на 42 году. Мать была датчанкой по происхождению.
Библия была настольной книгой в доме, по ней мальчик научился читать. И в 8 лет начал подрабатывать, чтобы покупать другие книги, которые читал тайком от матери на чердаке.
После смерти отца мальчик отправляется в Петербург, сначала работает у ювелира, затем в ряде издательств.
Издательство было организовано в 1861г., после отмены крепостного права. Петру всего 25 лет, и он отправился к Н.Рубинштейну, который был тогда безумно популярен в Москве, собирал 10-тысячный зал в Манеже.
Но популярность и успех он принёс в жертву организаторской работе в консерватории.
И при финансовой поддержке Рубинштейна Юргенсон смог открыть собственное дело, начавшее быстро развиваться.
Отдельная история - духовная музыка, больше, чем Юргенсон, духовной музыки не издал никто. Первой была "Литургия" Чайковского, затем еще 180 авторов духовной музыки, которая сейчас постепенно возрождается.
Юргенсон выкупил все авторские прова на произведения Глинки у своего бывшего хозяина и выплатил наследнице достойное вознаграждение.
Просветительская задача была на первом месте, многое он публиковал себе в убыток. Симфонии, оперы - заслуга Юргенсона в том, что наших гениальных композиторов узнали во всем мире
Нотная коллекция Юргенсон была собрана совершенно потрясающая.
Жена Петра Ивановича, Софья, одно время преподавала литературу в семье Л.Толстого.
После смерти П.И. дело унаследовали сыновья, Борис и Григорий.
После октябрьского переворота рабочие издательства даже создавали дружину, чтобы не пустить бунтовщиков на территорию, но... Финал известен.
После национализации предприятия, Борис Петрович заведовал нотной секцией Музыкального отдела Наркомпроса и работал в Музыкальном секторе Госиздата. Успел посидеть, но был отпущен, вероятно, заступились известные музыканты.
Борис Петрович Юргенсон умер в 1935 году.
Его сын Пётр стал видным советским учёным-зоологом и охотоведом, доктором биологических наук и профессором.
В рубрике "Книги" на странице фонда Юргенсон можно почитать Петр Юргенсон "Моя жизнь".
А сейчас здание находится в частных руках и решать, что тут будет - не государству и не общественности.
Архитектурное бюро Гинзбурга, конечно, внушает надежду, но...
Да что говорить, в этом доме должен быть музей. Хотя бы Музей музыки, ведь его нет в Москве, а в Петербурге есть.
Но никак не коворкинг, например.
Выходим во двор. Пока тут еще продолжается обычная движуха.
Соседний дом, оказывается, принадлежал Александре Петровне Юргенсон
Нам показывают пристройку Чайковского с отдельный входом и винный погреб семьи Юргенсон
Блин, ну неужели все это сломают и евро-отремонтируют???