Здание музея - бывшая усадьба Билибиных.
Продают другой семье, купцам-старообрядцам Чистоклетовым, и они владеют уже до революции.
Затем располагаются различные организации и в 1969г. решают разместить музей.
Левый флигель.
"Оригинальное решение фасада, редкое по сохранности убранство интерьеров, высокое качество строительных работ делает дом Билибиных - Чистоклетовых одной из лучших построек Калуги начала XIX века, близкой столичным образцам. Двухэтажное, с подвалом и антресолью, кирпичное, оштукатуренное здание расположено в центре участка, занимаемого усадьбой, и отделено от улицы небольшим курдонером, фланкированным флигелями. Главный дом усадьбы расположен в глубине двора, фасад его украшен портиком с колоннами и скульптурным фризом. Внутреннее пространство особняка организовано по принципу анфилады. В оформлении интерьера используется полихромная роспись плафонов и фризов, наиболее пышно и декоративно отделаны малая желтая и большая мраморная гостиные. Великолепные интерьеры служат прекрасным оформлением для картин..." (с)
Неизвестен ни архитектор, ни мастер росписей в технике гризаль разной гаммы в каждой комнате.
Парадная анфилада.
Уроженец Калуги Никанор Иванович Васильев завещал принадлежавшую ему художественную коллекцию родному городу, именно она стала основой собрания, дополнившись предметами из окрестных усадеб в советское время.
Он умер в 1917, через 12 лет после завещания. Он хотел сделать общедоступный музей и образовательный центр. Был оставлен для этой цели также дом и капитал. Но все пошло мы знаем как.
В войну сильно потрепало музейную коллекцию, из 100 предметов Васильева осталось 40.
Жёлтая гостиная. Портретная живопись из дворянских усадеб.
Фрагмент - кружево словно приклеено!
Голубая гостиная, две угловые печи
Как же без Айвазовского
Мешкова написана посмертно по просьбе родственников
Девочка итальянка Флавицкого (тот, что "Княжна Тараканова)
Зелёная гостиная разделена колоннами. В росписи - мотивы сирени.
Это зал передвижников, сейчас происходит обмен экспонатами с тульским музеем.
И далее уже не парадные комнаты, роскоши нет.
Но живопись хорошая.
Пара фрагментов
Коровин - три работы.
Нестеров, работа по мотивам старой (в Русском музее), но написана позже, в 1924г.
И ещё работа "Соперницы", где рядом размещены Новодевичий и старообрядческий Архангельский монастырь - со смыслом ли, случайно ли?
Школьник, Кончаловский, Лентулов...
Кустодиев очень нетипичный - "Цветы" написаны, когда художник уже был прикован к постели.
Реалистический, опять же, нетипичный натюрморт Машкова.
Портрет кисти Корина, хранился у модели на даче в Тарусе, завещан музею.
Угловая бальная зала, здесь разместилось европейское искусство.
Изображение на эмали
На 1 этаже кухня, помещения для прислуги. И тут зал иконописи.
Царевич Дмитрий явно имеет портретное сходство, хоть и написан старше своих лет.
Общие впечатления: музей очень уютный. Наверняка, еще многое имеется в запасниках, помещение очень красивое, но надо бы побольше, в сравнении с Ярославским, Смоленским, Псковским, Нижегородским музеями... Хотя, в Вологде вообще никакого нет. А собрание прекрасное.