Рассказ о старой экскурсии объединю с прошлогодним визитом в скоропечатню Левенсона.
Ул. Гашека уже неузнаваема, объем прошлых фабричных корпусов теперь сложно представить.
Башня, где мы стоим, - новый бизнес центр на месте последних корпусов.
Пигит Илья Давидович родом из караимов, это малая народность из крымчан.
Приезжает в Москву в 16 лет, устраивается на работу к земляку, С.Габаю, на фабрику "Ява". Прошёл все этапы и понял, что хочет свое дело. Начал с закрутной мастерской в арендованном помещении на Петровке, это была ориентация на насыщение рынка для самых бедных слоев. Когда появились средства, начали искать участок под застройку.
Участок, где сейчас доходный дом Пигита, был приобретен раньше, но фабрику там не позволили построить из-за близости церкви.
И вот уже на этом участке в начале 1890-х открывается корпус, где производят т.н. картузный табак. Табак привозился из Симферополя, Краснодара и т. д., была с своя плантация в Бахчисарае, далее сушился и набивался.
Фото с сайта Дома Булгакова.
На рекламу Пигит никогда не скупился.
Он активно участвует в выставках, получает Гран-при в Париже.
Первая мировая война отразилась на производстве весьма благоприятно. Тогда покупалось новое оборудование и строились новые корпуса.
Конечно, уже не только дешёвый табак уже производит фабрика, торговля идёт во многих городах.
По завещанию Пигита более 100 человек рабочих, отработавших более 5 лет, получили вознаграждение в зависимости от стажа и вклада. Также по завещанию была оговорена постройка училища для подготовки кадров. Это единственное, что воплотить в жизнь не успели.
После национализации - это Табачная фабрика №1. Но нарушились связи с импортерами, которые восстановились далеко не сразу.
В 90-х фабрика переезжает в Орехово-Борисово. И постепенно старые корпуса сносятся.
Доходный дом Пигита, в котором находится музей Булгакова, был построен в 1903-1903гг. по проекту архитектора Юдицкого. Это стиль австрийского модерна или французского арт-нуво. Проект и результат немного разнятся. Недавно отреставрирован и хорошо выглядит.
Две квартиры на этаже, на Садовое выходили самые дорогие квартиры. Спальни выходили во двор, а комнаты общего пользования - на улицу. Мраморная парадная лестница в подъезде.
Сам Пигит проживал на 3 этаже. Отделка квартир была дорогая, особенно выделялась квартира хозяина.
Перед домом был палисадник с красивой модерновой оградой.
С боковых крыльев также предполагались въезды во внутренний двор.
Существует восстановленная схема распределения коммуналок, чтобы понять перепланировку.
Судьба дома и жильцы его весьма интересны и после революции. И помимо Булгакова.
Проходим во двор
Кончаловские живут здесь с 1917 по 1956 и далее сын до 1997, благодаря чему квартира и сохранилась в первозданном виде. Сначала помещение было рабочее и снималось под мастерскую, а потом уже семья тут жила, когда в квартире произошло уплотнение-подселение.
Зайдем в подъезд
Разрисованная дверь - квартира Рукавишниковых.
А в мастерской Кончаловского на 4 этаже музей работает всего год.
Жена Петра Кончаловского, Ольга Васильевна - дочь Сурикова. В семье дочь Наталья и сын Михаил.
Вот так и называется: "Семейный портрет в мастерской" 1917г.
После них в квартире работали другие художники, и, к счастью, не делали ремонт.
Т.е. окна и пол и мемориальные предметы мы пока видим нетронутыми, но осенью планируется закрытие на ремонт и приспособление для экспонирования живописи.
Пол этот написан на картине "Полотер".
Недавно приходил в гости модель с картины, зовут его Владимир Переславец, он тоже художник, сейчас ему 99 лет, но он сам поднялся на 4 этаж.
На антресолях хранились работы. Стены были увешаны работами.
Несколько мольбертов.
Когда семья переехала в мастерскую, то в алькове стояла кровать. В углу под антресолями - диван и печка-буржуйка. И ещё помещался рояль.
Верстак никогда не покидал мастерскую. Петр Петрович сам натягивал и грунтовал холсты.
Машина для замешивания красок. Этюдник.
Корзины для путешествий на антресолях. И сундук - наследство семьи Сурикова.
Все квартиры имеют черную лестницу и, говорят, что все квартиры сообщались между собой, и дети бегали по всему дому.
Окно на другую сторону тоже было, но заложено, т.к там строили какой-то военный институт.
Световой фонарь заделан еще при Кончаловских, т.к. он протекал.
Фото уже в другой квартире, слева - супруга Михаила, Эсперанса.
В Ермолаевском переулке большая территория, куда выходят заложенные окна. Это Комиссаровское (по имени человека, спасшего государя Александра Второго) техническое училище.
Мы стоим возле последнего корпуса 1980-х годов.
Далее длинный жёлтый корпус и в глубине краснокирпичные корпуса.
Училище начинается с 1865г., когда снимается здание под техническую школу.
В 1870-х начинается покупка владений Новодевичьего монастыря, который был крупным землевладельцем. И к 1890-м земель становится все больше.
Это период активного развития жд, для чего нужны специалисты, не инженеры, но технари.
Губонин предлагает основать школу и строительство ведётся в основном на его средства. Начинается все с самых простых специальностей.
Нужны и мастерские для практики, и спальные помещения для учащихся, и квартиры для преподавателей, и столовая, позднее - амбулатория и т.д. Большой плац для физической подготовки. Домовый храм.
Помещения соединялись крытыми галереями.
Строит комплекс архитектор Геппенер, известный мастер промышленной архитектуры. Он являлся также одним из попечителей и два года работал тут бесплатно.
На 1911г. училище имеет 23 отделения и 924 учащихся. Конкурс для поступления - 6-7 человек на место.
На другой стороне Садового кольца был построен вагонный заводик, и конка ходила на Николаевский и Смоленский вокзалы.
После революции училище перешло Наркомату просвещения, а заводик вскоре разобрали.
Из этого училища впоследствии вышли 5 институтов. А тут была открыта школа политруков, и по сей день комплекс частично занимает военное ведомство.
Скооропечатня Левенсона.
Хозяин заказывает постройку Шехтелю, понимая, что для этого архитектора нет ничего невозможного.
Самый красивый - административный корпус, далее - производственный, одноэтажный, сейчас ставший трехэтажным.
Складское здание - специально отдельно, на случай пожара.
Анкерные якоря двух видов.
Полуподвальный этаж для продукции и погрузки.
Самые большие окна - для залов со станками.
В 1896 Левенсон получает звание поставщика императорского двора.
Печатается альбом юбилейный в 1903г.
Своя амбулатория тоже была, т.к. производствово вредное, профессиональные заболевания, безусловно, были. Волнений в 1905 не зарегистрировано.
Стояло самое современное оборудование.
В 1917 тут печатались новые деньги для новой страны.
- А чем заплатите?
- Ну часть оставите себе.
В башенке лестница. Кабинет хозяина на 2 этаже с эркером. Эркер смотрит на 3 стороны.
А маленькая потайная лестница из кабинета - чтобы уходить от нежелательных посетителей.
Соседнее с кабинетом помещение
Окна большие и с эффектом преломления света для лучшей освещенности.
Барельеф с печатниками привезен из Дрездена.
Комната под световым потолком с витражным окном, для чего предназначалась комната - неизвестно.
Центральный вход смещен направо, именно туда выходит переулок.
Внутри лестница - прототип лестницы в доме Рябушинского. (еще раз - снаружи мы гуляли в 2017, а внутрь попали в 2020)
Эти ли печи были тут изначально - не знаю. Но сейф, вероятно, родной.
Вторая лестница
Из окон
Вход. ну или выход.
Домик охраны под стать.
(еще про скоропечатню можно посмотреть здесь:
https://galik-123.livejournal.com/636106.html)
Напоследок сквер у театра Сатиры. Уже стемнело, 22ч.
Когда-то тут находилось здание цирка Никитиных и мастерские братьев Меллеров, которые делали все, что могло понадобиться цирку. И они начали делать рамы или фермы, далее велосипеды, мотороллеры и аэропланы Дукс. Хозяину было интересно все новое.
(подробнее про завод -
https://pikabu.ru/story/zavod_duksrusskie_parovyie_mashinyi_4578959)
Фото из музея Задорожного - лень искать.
В 1910 строятся новые мастерские в районе Тверских-Ямских, происходит расширение производсва, и далееоно оказывается на Ходынке.
В 1923-24гг. совершается кругосветное путешествие на велосипедах Дукс -
https://www.mk.ru/social/2018/10/18/chudo-1920kh-sovetskie-studenty-obognuli-zemlyu-na-velosipedakh.html