Долго думала - в каком порядке выкладывать цикл экскурсий района Лефортово-Немецкой слободы, решила начать с конца. )
Мы на границе средневековой Москвы, за стеной Земляного города, защищающей от набегов.
Карта 1638г., желтым - Земляной город.
Место звалось Кобыльская слобода, жил здесь стрелец, полковник Кобыльский (либо пасли скот - кто теперь точно знает?).
Рядом жили сыромятники, запах стоял соответствующий, и назвать место престижным было никак нельзя. Плюс сложный рельеф: спуск к Яузе и реке Черногрязке, название само по себе говорящее.
Но далее, за Гороховым полем, находилась Иноземная слобода. Место это - как бы между двумя центрами Москвы.
Улица вначале была Никольская (по храму, снесенному в 1930-х),
потом переименовали в Сусальный переулок (по местонахождению фабрики, производящей сусальное золото), потом его разбил на две части, Верхний и Нижний, Курский вокзал.
И строились тут мещане и купцы, люди не богатые.
Потом, когда Москву переводили на газовое освещение, это место идеально подошло одновременной близостью к центру, к дорогам и к воде. И тут построили газовый завод (1866г.), перегоняли газ из каменного угля. И сейчас в переделанном виде, но мы можем его видеть.
В войну тут делали гранаты, в 1997г. приобрел название "Арма" и стал выпускать газозапорную арматуру до 2002г. Сейчас тут одно из бизнес-пространств. Кирпичи почистили, корпуса заняли магазинчики, кафешки и офисы.
Справа фото газгольдеров 1913г.
Чёрная труба на заднем плане демонстрирует как ранее выглядели все корпуса. За ней корпус НИИ радио.
Речка Черногрязка из Поганых прудов текла здесь и впадала в Яузу (сейчас в коллекторе).
Над ней стоял купеческий доходный дом с лавками (кто разрешает так раскрашивать дома - оторвать голову!)
И вот мы поднялись к зданию института ГУЗ (университет по землеустройству), на другой берег реки, т.е. вышли на Гороховое поле, и в 18 в. тут начали селиться дворяне. И это улица Казакова.
Здание университета создано знаменитым Фоминым в стиле пролетарского классицизма. А сферы у входа - земля и луна, утратившие свои очертания катеров и материков.
А напротив - сталинский классицизм, старое здание НИИ радио.
Второе крыло сохранилось от прежнего здания дореволюционной гимназии, мы видим очевидную разницу в расстекловке.
Про две межи Горохового поля мы говорили на прошлой экскурсии (см.следующий выпуск). Вот он, квартал, тут одна межа и за кварталом другая.
Оранжевый полудеревянный- полукирпичный флигель 1860-х годов, приют для сирот. А раньше на этом месте стояла усадьба голландского купца, у него участок выкупил канцлер Головкин для своего сына.
Напротив 1880-х годов городская усадьба, строит архитектор Веригин для купца Демина, хозяин был женат на Солдатенковой. Подвалы в доме более ранние, ещё сводчатые.
И вот знаменитая усадьба Разумовского.
Итак, земли эти были выкуплены Головкиными, которые владели участками на двух берегах Яузы.
"В 1730-е гг. Головкины (отец и сын) приобрели соседние владения: выше по течению Яузы (будущая усадьба Демидовых)
и через реку (бывшая усадьба Салтыковых) - и занялись их благоустройством. Новый дом Головкиных в усадьбе Салтыкова был эффектно поставлен на крутом левом берегу Яузы рядом с мостом (ныне Салтыковский). У подножия склона в фигурных прудах били фонтаны, на излучине реки в парке стояла небольшая церковь Троицы. Необычная веерная композиция усадьбы складывалась из шести секторов. Важное место в ней занимали соединенные каналами пруды, которые питались речками Чечерой и Черногрязкой.
Усадебные постройки существовали здесь до конца XVIII в."
Головкин-сын, Михаил Гаврилович, во время очередного дворцового переворота оказался не на той стороне и был приговорён к четвертованию. Но Елизавета отменила смертные казни, поэтому ему досталась ссылка в Сибирь. Жена (урожденная Ромодановская) уехала за ним (гораздо раньше декабристских жен!).
А освободившуюся усадьбу Елизавета подарила фавориту Алексею Разумовскому, которому она была нафик не нужна тот передарил брату Кириллу, а тот отдал сыну Алексею Кирилловичу, мужу Варвары Шереметевой. Брак этот был не счастливым. Мы знаем, что жила она отдельно, в доме на Китай-городе. И мещанка Соболевская дала ему детей 10 человек с фамилией Перовские.
И вот здесь он создал усадьбу, она деревянная, что редкость, к тому же бревна стоят вертикально.
Долгое время автором считался М.Ф.Казаков, но это никак не подтвердилось. В документах, связанных со строительством усадьбы , названо имя архитектора, "по указанию и под распоряжением которого произведено было строение". Это известный московский архитектор Менелаc, который с 1785 по 1803 г. служил под началом Н.А.Львова.
Мы видим фасад с полукуполом, за огромными флигелями сад, пруд и гроты. (фото В.Разумова)
При Разумовском в саду на клумбах сажали рожь и картошку, он хотел чувствовать себя как за городом.
Усадьба эта не горела в пожаре 1812г., тут жил Мюрат.
После смерти графа в 1822г. усадьба перешла законному сыну Петру и стала приходить в запустение. В 1826г. в коронацию Николая I в нём останавливалась вдовствующая императрица Мария Фёдоровна со своим двором. В 1829г. здесь поселили персидского принца Хозрев-Мирзу с посольством, приехавших извиняться за убийство Грибоедова.
В конце концев, наследник продал усадьбу за долги некему купцу, а затем ее выкупило Опекунское общество, и был создан приют.
С тех пор в продолжение почти всего 19 века в бывшем дворце находились благотворительные и учебные учреждения.
В советское время комплекс зданий заняли спортивные организации. В начале 1999 года главное здание усадьбы было передано Российской академии художеств З.Церетели. Через несколько месяцев произошёл пожар, значительно повредивший часть главного здания. Вот надо же было пережить великий пожар 1812г, а тут...
Сейчас здание восстановили и его занимает Министерство спорта и Музей спорта. Обещают открыть парк для свободного посещения в течение 2 лет. Ждем-с.
В этом флигеле был первый спортивный зал, затем музей анатомии, затем ресторан, прославившийся кроваойй разборкой.
Напротив - профессорский дом 1958г.
Храм Вознесения стоит в конце Горохового поля, поставлен по заказу А.К.Разумовского архитектором Казаковым. Колокольня повторяет контуры колокольни кирхи, но она выше, тем самым крест православный как бы доминировал.
Огромный купол опирается на выносные колонны, так же приём использован в здании сената.
Начинается улица Радио, ранее - Вознесенская. На месте бывших бараков - новая школа единоборств.
Дом-притча при церкви был в здании, где сейчас театр "Сопричастность".
Три здания, на улицу выходят два - усадьба немецкого архитектора Петра Дриттенпрейса, усадьба тоже частично деревянная. И вензель, и много символики.
Спуск и подъем улицы - к руслу Чечеры, начало Немецкой слободы на другом берегу (см.карту выше)
Красные заводские корпуса (механический завод Дангауэра и Кайзера), угловое здание было одноэтажным. И мы видим место колокольни кирхи, где сейчас видна ветросиловая установка.
Виднеется здание домовой церкви при быывшем Елизаветинском институте.
Перешли Чечеру, серые ворота - продолжение Демидовского переулка, выходящего на фасад усадьбы Демидова.
Историю тульского оружейника Демидова мы знаем, это его внук, купивший владения у Головкиных.
Ранее усадьба была построена князем Ухтомским в стиле барокко для Никиты Акинфиевича Демидова. И перестроена Баженовым в стиле классицизм при Николае Никитиче. При усадьбе был театр, сад и все положенные оранжереи.
В 1825г. владелец пожертвовал усадьбу Дому трудолюбия. Позднее Дом трудолюбия был переименован в Елизаветинское училище.
В советское время - педагогический техникум, затем областной педагогический институт им.Крупской, ставший в 2002 году Московским государственным областным университетом.
И вот перед нами целая улица 18в, потому что все это - флигели, имеющие отношение к усадьбе, различного назначения, гостевой дом, кухня и пр.
А напротив начинается квартал ЦАГИ, заходим во двор - бюст и лаборатория Жуковского.
Усадьба Александра Булгакова (не родственник). Оставался сохранять свой дом во время сдачи Москвы.
Булгаков А.Я. - российский государственный деятель, дипломат, сенатор, московский почт-директор.
В период службы Булгакова на Московском почтамте было вскрыто письмо Пушкина жене Наталье Гончаровой, содержание которого стало известно императору Николаю I. Это произошло в 1834 году и стало причиной возмущения и оскорбления поэта: "Мысль, что кто-нибудь нас с тобой подслушивает, приводит меня в бешенство…".
Перекресток с Бауманской налево и в другую сторону - наб.Туполева, ранее Салтыковская.
Был такой Салтыков и у него была усадьба, позднее досталась Головкиным таким образом, что Ромодановская, жена Головкина-сына, поехавшая за ним в Сибирь, приходилась внучкой Ф.П.Салтыкову.
Красные корпуса Невского стеаринового товарищества, то, что сейчас "Невская косметика".
На углах - реставрационный центр Грабаря
И здание следственного комитета
Идем дальше, вот остатки ворот с отбойной тумбой, их почти не осталось в Москве.
Целый квартал - институт черной металлургии, 1944г. архитектор Руднев.
Лефортовский мост ранее Дворцовый, самый старый проезжий мост.
Завершает ул.Радио цилиндр с крыльями - здание конструкторского отдела ЦАГИ, 1930-е гг., архитекторы Кузнецов и Веснины.
Выходит же мост к Лефортовскому парку, а это уже дворцовый парк по сути своей.
Первые два этажа дома рядом с парком - это людской флигель Екатерининского дворца (но это уже другая история).
И ранее, с лёгкой руки Павла, все это долгое время принадлежал военному ведомству, сейчас тут просто квартиры.
Напротив - Красные казармы, где мы уже заканчивали одну нашу экскурсию, только с противоположной стороны (тоже другая история).
А напротив парка - сквер Воинов-победителей и памятник 300-летия Лефортово.
Здесь мы заканчиваем нашу сегодняшнюю прогулку.