Итак. Существуют три сказочных царства: лесное, подземное и подводное.
И вот герой на перепутье, дороги его расходятся.
Васнецов - первый художник, который начинает открыто писать сказочные сюжеты.
Вот ещё один из передвижников-сказочников, К.Савицкий "С нечистым знается", это портрет реальной крестьянки обыгран таким образом, что мы видим на картине Бабу-Ягу или ведьму.
А Ведьма, между прочим, от слова "ведать", т.е. "знать", но сейчас оно используется в негативном смысле.
Ю.Клевер - тоже художник-передвижник, любитель писать лесные чащи.
Но тут есть белочка на первом плане, как светлое пятно, и если её увидишь - впечатление от полотна меняется.
Заходим в лесное царство. Оформление выставки впечатляет.
Оформлено пространство театральными художниками.
В лесном пространстве у нас деревья, дупла, пеньки и прочие мульки.
Медведя сначала разрешалось трогать, но поняли, что надолго его не хватит. И после карантина он уже в приватной зоне. )
Медведь - символ бога Велеса, не зря так много сказок на Руси с его участием.
А вот еще Васнецов: серый волк, тёмный дремучий лес с мёртвыми деревьями, под ногами волка - болото, между ветвями клубится туман, а волк летит, не касаясь земли. А на самом первом плане лягушка, её не сразу увидишь.
Деревья-декорации как будто продолжают деревья с картины.
Работа Нины Коненковой, племянница Коненкова, видимо, ему удалось передать дар видеть в природном материале живую душу.
Медведь Ватагина, это художник и учёный-биолог, один из основателей Дарвиновского музея. Образ мощного зверя в небольшой скульптуре.
Дефиле зверей под руководством медведя. Звери в искусственных мехах как движение против меха натурального.
Фото Мамышева-Монро в образе Марфушечки-Душечки с фоном Билибина, одного из первых сказочных иллюстраторов.
А если заглянуть в соседнее дупло - там настоящая Марфушенька.
Работа Глазунова. Кстати, когда-то в детстве, она произвела на меня огромное впечатление.
Работа в наличнике с солярной символикой.
ТУТ НАС ВЫГНАЛИ ИЗ ГАЛЕРЕИ ПО ПРИЧИНЕ ПОТОПА, И ПРОДОЛЖАЕМ МЫ ЧЕРЕЗ ПАРУ ДНЕЙ С ДРУГИМ ГИДОМ,
**
НАЧИНАЕМ СНАЧАЛА.
Предполагалось, что вести экскурсии по этой выставке будут внештатники, но в итоге привлекли официалов.
Выставка необычная, начиная от оформления фойе сразу начинается погружение в сказку.
Первый зал вводный.
Эта работа Клевера не выставляется обычно, она слишком темная для музейного освещения. Знаковые картины имеют специальную подсветку ("Ночь на Днепре" или "Девочка с персиками"), но подсветить все картины в галерее не представляется возможным.
Дизайнеры-оформители выставки обратили внимание как корень дерева похож на лапу избушки.
Работа Е.Д. Поленовой, она прекрасный художник и иллюстратор-стилизатор с огромной фантазией.
Проходим в Лес.
На работе Васнецова цветут сразу и весенние и летние цветы, это нереальное пространство, как нереален и волк с человеческими глазами.
Инсталляция. Традиционные герои животного сказочного мира в мехах на подиуме. Тоже в начале предполагался прямой контакт со зрителями, но, как и с мишкой, поняли, что зверики долго не протянут, они быстро начали терять усики и т.д.
Мамышев-Монро. Художник переодевается в гламурные образы, умело подбирает грим, вживаетмя в образ и получается очень милая работа с элементом иронии.
Глазунова в свое время приобретало Министерство культуры, музей, будучи государственным, не взять работы не мог, поэтому имеет 5-7 работ этого спорного художника. Живописный коллаж - новая техника, этим и была покорена публика, уставшая от соц. реализма в 70-х.
Негатив, переведённый на стекло. Напряжение чувствуется в этой работе.
Напоминает работу Рябушкина "Свадебный поезд".
Работа Васнецова из Нижнего Новгорода, "Ковер-самолет".
Картины о дорогах и судьбе Васнецову заказывал Савва Мамонтов для оформления правления Донецкой Каменноугольной жд.
И ещё один образ ММ.
Вместо ковра на стене после протечки - пустое место, ковёр восточное ткачество, как бы стекал по стене, это перекликалось с работой Васнецова.
(ковер одолжила в чужом журнале, надо же было увидеть - что это было. роскошны ковер.
https://shpy.livejournal.com/540720.html)
А птицы по бокам выполнены из саморезов. Жаль, что поближе подойти нельзя.
Это мы полетали с спускаемся вниз теперь.
"Подземное царство" Васнецова из той же из серии, тут показаны как бы земные недра, из Донецкого бассейна тогда везли уголь. И тут интрига: как бы главные - золото и серебро, а барышня в чёрном - в сторонке, и воплощает она уголь.
Двп мультимедийных экрана, по одному идёт "Медной горы хозяйка", на втором летит Баба-Яга, ожившая картина на основе работы Васнецова же. Эта картина была написана в 1917г. И просто ли так на ней красный сарафан?
Сопутствующее.
Ещё одна ожившая картина Васнецова.
И перфоманс, который детям не показывают.
И современный образ Бабы-Яги.
"После дождичка в четверг" с нетривиальным Кощеем-Табаковым и традиционный Кощей.
Ещё один современный образ, ребус, отгадайте как хотите. "Все умрут, а я - изумруд". (что курил автор?)
Сопутствующее
Ещё несколько примеров современного искусства, очень гармонично смотрится.
Отправляемся в подводное царство.
Работа неизвестного автора.
Оформление зала также впечатляет, но отбить стоимость выставки музей вряд ли сможет с учетом пандемии.
Золотая рыба под потолком, предполагалась внизу, и от неё надо было кусочек на счастье отщипнуть, но, опять же, поняли, что рыбы даже на неделю не хватит. Вероятно, теперь она разойдется на банкете по случаю закрытия.
Коллаж "Абрамцево", с которого глядят на нас глазки.
Тематическое
Русалки классические и Лолита среди русалок
Вот такая инсталяция мне нравится )
А такая что-то не очень
Мой любимый Врубель. Гид сдает информацию: готовится юбилейная выставка Врубеля. Вот только работы из Киева нам не светят. (((
Садко на экране, оживленный, рыбки плавают, лучи играют.
Ну и еще разное. Уже просто смотрим, без особых комментриев.
Карикатурное подводное царство
Фотореализм на оргалите, технически хорошо выполненная крупноформатная работа с провокацией
Картина-ребус с влиянием Пикассо
Что еще осталось? Прохожу уже самостоятельно.
Ну и как же не зачекиниться? )