Лекция Поленов 16.11

Dec 11, 2019 10:40

Я буду тезисы с лекции приводить с работами уже с выставки, где была позднее (и  фото из сети).  А что останется - в пост о выставке.

Выставка организована Третьяковкой  следом за Репиным не случайно, они одногодки, 1844г. рождения.
Вот портрет Репина работы Поленова и портрет Поленова работы Кузнецова.




"Дон Базилио" звали Поленова друзья: строгий, сдержанный, аристократичный.
Семья очень родовитая, по матери прадед - архитектор Львов, ВД  был прекрасно образован, знал языки, обладал хорошим слухом.
Надо отметить, что параллельно с учёбой в Академии, он учился на юридическом, ибо родители хотели, чтобы у сына была профессия. И там и там был отличником.

Выпускная картина "Воскрешение дочери Иаира", и мы помним с выставки тёмную, мрачную картину Репина (ниже). А у Поленова солнце, суета жилого дома - и смерти нет, он не может иначе!




Оба получают высшую награду и поездку в Европу, 1771.
Там появляются первые наброски к полотну "Христос и грешница".
Исторические картины - долг, обязанность талантливого художника по традиции Академии.
Но Поленов постоянно отвлекается на пейзажи.
Возвращаются домой оба, и он, и Репин, раньше положенного, по разным причинам. Они дали друг другу слово написать историческую картину в Москве.
Поленов из Франции и едет на Балканы, возвращается с крестом за храбрость, но ни одной батальной сцены не привозит. В письмах понятно, что передать эту смерть невозможно, "я теперь окончательно понял, что я - только про жизнь". Он и война - вещи, конечно, несопоставимые.


По задумкам Поленова - "Негодная царевна". Но не получилось.
Первая его работа в Москве - "Московский дворик", за которую он даже извинялся, отдавая её на выставку передвижников, что, мол, ничего достойнее не наработал. И - оглушительный успех. А написано было в первой снятой в Москве квартире. И первый вариант - это пустой, тихий двор, без детей. Это сама жизнь. А вариант с заселенным двориком - специально для выставки.




И в это время от чахотки умирает Вера, сестра-близнец, 1881г.


Полотно "Больная" также изображает сестру.


И сестра берет с ВД слово, что он напишет таки большую историческую картину. И он берётся за "Христа и грешницу".
И у него это не религиозная картина, а именно историческая. Это история из жизни человека.


И просто видно, слышно, как в полной тишине Христос негромко произносит: "Кто без греха - первый брось в неё камень..."
И все разошлись. И тишина - сильнее смуты и камня. И первоначальное название картины - "Кто без греха".
Картина была выставлена на суд императора Александра III в 1888г.
Это время заговоров, народовольцев, репинского "Не ждали", и первоначальное название забраковали, картину повесили с краю, не внесли в каталог.
И вот Поленов стоит рядом с картиной, у него в кармане письмо Третьякова, что он даёт за работу 15, нет, 17 тысяч.
И император не останавливаясь минует картину, уходит в следующий зал. И неизвестно, что чувствует ВД, наверное, щупает в кармане письмо.
И все ахнули, и приготовились убирать картину из экспозиции - и тут бежит адьютант : "ВД, государь покупает вашу картину за 30 тысяч". И возвращается император, и говорит: "Мне показалось, что Христос староват, но сейчас вижу - нет, хорошо..."
Это ведь значит то, что он шёл дальше по залам - а думал об этой работе.

Любимое время года Поленова - июль, он говорил "пришли центральные дни". Он любил бабочек, цветы...
Медленная нега и тягучесть летнего Поленова, он как будто пишет прозу Бунина, Шмелева...
А если оглянуться на Левитана - это стихи. И для него характерны смутные состояния ветра, тумана...


Поленов прожил 83 года, и умирает как раз в июле.

Было всякое в его жизни, были и трагедии.
Будучи еще в Европе, с ним случился роман, ему 28, он влюбился в 18-летнюю барышню, Марусю Оболенскую, а она очень внезапно умирает. И он ничего не говорит ей, но посмертно узнает, что она просила передать, что знала о его чувствах и они были взаимны.
И если вам доведется быть в Риме, на кладбище, где похоронен еще и Брюллов, посмотрите надгробие в виде печальной девушки, его делает Антокольский, который знал и Марусю, и Поленова, и эту историю.


В конце 70-х знакомится с Марией Климентовой, оперной певицей, и ниточка эта не обрывается. Она его придерживает возле себя, года два это длится, "ради бога не мучь меня больше" пишет он, а потом она выходит замуж.
Про последующую смерть сестры, мы уже упомянули.
Женился ВД достаточно поздно, это 1882г.
С Натальей Якунчиковой он знакомится в Абрамцево, разница у них 14 лет, и он не сразу обращает на неё внимание, в связи с изложенными событиями. Для них уже подстраивают встречи, их сталкивают, но первый шаг все же делает она. И он отвечает на её чувства.


И их браку 45 лет. И он был абсолютно счастлив, в отличие от Репина, от Коровина. И став Поленовой, НВ откладывает кисть. В семье будет один художник. Венчаются они в Абрамцево, в том самом храме, участие в котором оба принимали.


И снова несчастье - умирает первенец.
И она его не оставляет, отстаивает, утешает. "И в этот момент, когда она не дала мне провалиться, я понял как я её люблю"
Вообще очень интересно почитать семейную переписку с иллюстрациями на полях.
Картина Коровина "На веранде" передает кусочек семейного быта.


Тут изображены сестры Якунчиковы: жена хозяина сидит к нам лицом, справа  - ее сестра, Мария Якунчикова, а спиной к нам - сестра Поленова, Елена.
Сестра жены, Мария Якунчикова - звезда серебряного века. Сестра его родная -тоже талантливая художница.

Поленов был блестящим педагогом, его ученики - это и Борисов-Мусатов, и Сапунов, и Левитан, и М. Якунчикова ("Колокола").
И у каждого - свой стиль, свой собственный подход и почерк.

Якунчиковы живут в Введенском, это усадьба, которую обустраивал Львов, предок Поленова. Ниже работы Марии.
"Колонны старого дома"


"Цветущие яблони"


"Колокола" - художница просит разрешения подняться на колокольню Саввино-Сторожевского монастыря.


Борисов-Мусатов - "дамы в Введенском"


И фото. Многие работы художника делались по фото.


И этюд капусты, с маминого огорода в Саратове. И Поленов ликует: "Я же говорил, что красота в том, что вы видите!"


Елена Дмитриевна, младшая сестра Поленова, восторгающаяся старшим братом, ученица его, великолепный иллюстратор.
"Аллеи"


"Париж"


И в иллюстрациях - совершенно волшебные пейзажи.



Замужем не была. В Абрамцево была её личная столярная мастерская. И они обучали там крестьян.



Увы, до издания своих книг ЕД не дожила, произошёл несчастный случай, перевернулся экипаж, она ударилась головой и не смогла оправиться от травмы. Ее не стало в 47 лет.

Поленов приобретает место на Оке - Борок - вожделенное место, высокое, с мастерской и для большой семьи, это благодать жизни, вдохновляющая не только его в юбое время года (1890г.)




Постройки в Борки (Поленово) возводились по проектам самого ВД. Мебель тоже зачастую сделана в местной мастерской и по его эскизам.


В семье Поленовых растут 4 дочери и сын.
Эмилия Шанц, ученица ВД, в картине "Цветы" изображает одну из дочерей. И атмосфера на полотне истинно поленовская, солнечная.
(НЕ ГУГЛИТСЯ)

Каким-то чудесным образом художника не тронула новая власть.
Как-то быстро стало понятно, что тут и театр, и музей - народное достояние.

"Ты главное плыви и помни, что есть центральные дни, а смерти нет..." (с)

лекция, художник

Previous post Next post
Up