"Калигула" в Московском Губернском театре: когда слова не нужны...

Sep 21, 2017 09:50

Мне сложно писать отзыв на этот спектакль и это произведение. Прочитала перед просмотром одноименную пьесу А.Камю, но режиссёр Сергей Землянский дополнил свою постановку реальными историческими фактами. И если Камю в своем произведении описывает жестокость императора Цезаря, возомнившего себя выше Бога, то спектакль исследует внутренний мир героя, пытаясь понять мотивы его поступков. Как вполне обычный молодой человек мог стать таким тираном и деспотом? Ведь вначале ему совсем не чужды светлые чувства - он искренне любит своих родителей и Друзиллу и страдает от их смерти. Что же стало причиной его деградации и нравственного падения? Психологическое и физическое насилие, которому он подвергся в юности? Смерть любимой? Или рабское поведение приближенных военачальников и знатных патрициев, готовых заплатить любую цену за своё положение в обществе, даже если это честь и жизнь их близких? Так или иначе, убив своего предшественника, Калигула занимает трон и его жестокость не знает границ. А в конце спектакля он и вовсе предстает уже каким-то чудовищем без лица.


Фото с сайта театра

Такой сложный сюжет поставлен, а за чуть больше полутора часов со сцены не произносится ни одного слова. Жанр спектакля - пластическая драма и все события, характеры и чувства героев передаются только движениями, музыкой и визуальными эффектами, но все понятно и "услышано". Спектакль очень красивый и в полной мере отражает античный культ красоты и здорового тела. Декораций немного, зато костюмы и головные уборы героев просто роскошны. А потрясающая музыка задаёт ритм действию, раскрывает смысл и усиливает накал и драматизм сюжета.


Фото с сайта театра

Сложно кого-то отдельно выделить среди актёров в столь сложной постановке: каждый при помощи только движений и жестов смог не только рассказать свою историю, но и заставить задуматься. Но безусловной звездой спектакля, конечно, является Калигула-Станислав Бондаренко. Отточенность его движений и фантастическое владение телом просто восхищает.


Фото с сайта театра

Это мой второй опыт спектакля без слов и да, это сложнее классических постановок для восприятия, но в то же время ярче и необычнее. Подключаются другие органы чувств и вот ты уже забываешь, что существуют слова, а дыхание выравниваешь только между смысловыми сюжетами. Постановка оставила у меня тяжёлое чувство, но и заставила задуматься о природе жестокости: а так ли все однозначно в человеке? Картинка на сцене настолько красива, что порой забываешь, что речь идёт об одном из самых деспотичных и порочных правителей в истории...


P.S. Спасибо Московскому Губернскому театру, сообществу Москультура (moscultura) и лично Мише tushinetc за возможность приобщиться к прекрасному!

блогерские походы, театр

Previous post Next post
Up