(no subject)

Aug 23, 2010 16:25

...проблема свободы в Церкви получила в корне неверную постановку, и это закрыло пути правильного ее решения. Ибо Церковь не есть механическое соединение ограниченного авторитета и ограниченной свободы, цель которого - предотвратить безудержный и взаимоупраздняющий рост обоих начал. Церковь не есть авторитет, и потому нет свободы в Церкви, но сама Церковь есть свобода. Не может быть никакой органической связи между падшей свободой человека и Церковью как свободой, потому что вне Церкви нет истинной свободы, но лишь бессмысленная борьба друг друга уничтожающих авторитетов. Вот почему дихотомию свободы и Церкви нельзя разрешить, прилагая к Церкви абстрактное и "естественное" понятие свободы...
Истинное назначение Духа Святого - связывать и соединять, но не по образу "объективной" связи, а через откровение и обнаружение сокровенной внутренности всего сущего, через восстановление и претворение "объекта" в субъект ( оно в 1ы, если воспользоваться терминологией Мартина Бубера). И совершается это не извне - как санкция или гарантия - не как дело авторитета, но изнутри, ибо Сам Он - внутренность всего сущего, жизнь жизни, дар Бытия. Он - и неповторимость, и аромат каждой и всех вещей, и свет вечности в каждом мгновении времени, и отблеск Божественной красоты на вконец обезображенном лице человека. Он - и свобода, и содержание свободы, а лучше сказать, преодоление трагического противоречия между свободой как вечной возможностью вечного выбора (и, следовательно, как вечно самоуничтожающимся вакуумом) и свободой как полнотой обладания, полнотой жизни - того противоречия, в котором одна свобода неизбежно становится отрицанием другой.
Свобода свободна. Она свободна от рабства авторитету, но также и от рабства себе, и свободна потому, что не является ни отрицанием, ни утверждением чего-либо внешнего, в обоих случаях непременно оказывающегося "авторитетом". Это - Присутствие; не абстрактный или формальный принцип, но Личность, Которая есть самый Смысл, сама Радость, сама Красота, сама Полнота, сама Истина, сама Жизнь всякой жизни - та Личность, которой мы обладаем, имея ведение, любовь и общение; Личность, пребывающая не "вне" нас, но в нас - как свет, любовь и истина, как наша причастность всему...


Замечательная статья А.Шмемана.
Я наткнулась на неё в очередных попытках увязать своё мировозррение с традиционным. Не могла не найти в тырнетах и не выложить. Хотя бы, чтоб зарубкой осталось в памяти.

ссылки

Previous post Next post
Up