О целях и средствах школьного образования. Системно.

Jan 13, 2015 15:52

С одной стороны, «Я - не тормоз, я… подождите», с другой - всему свое время.
Добралась вчера ночью до статьи, отложенной для медленного чтения (винмание!) год назад. (Она у меня не одна такая. Я очень медленно читаю, когда читаю внимательно.). Но как раз сейчас она оказалась в тему (и у меня появился новый любимый автор - Георгий Любарский ), так что я рада, что все сложилось именно так.

Статья про виды подходов к школьному образованию.

Прекрасная систематизация. То, что тигра любит больше всего.

И понятно, что в современной школе жизни человек обнаружит некоторый винегрет из описанного, но мне сам текст показался очень ценным для того, чтобы сформулировать, что я ищу в обществе, для своего ребенка, в частности. Ну, и с таким арсеналом систематизации теперь, конечно, гораздо легче будет наблюдать. (Скоро напишу про Никины школы).

В общем, в преддверии австралийского первого сентября (27 января) очень рекомендую.

Хочется многое цитировать:

Школа - это социальный лифт, он доставляет людей на разные этажи социума, при том, однако, условии, что лифт сам и создает эти этажи. Одним из существенных условий социальной однородности людей выступает образование, люди понимают друг друга настолько, насколько имеют общее образование. В этом смысле школа оказывается механизмом создания равенства и неравенства одновременно - создавая этажи с разным образованием, она создает на каждом этаже равенство людей - и неравенство на разных этажах.

Ранняя специализация увеличивает расстояние между этажами и неравенство в обществе, поздняя - уменьшает. Тем самым, изменяя устройство этого двигателя образовательной системы, можно изменять устройство общества в будущем.

***

Но раз среди не такого уж большого количества деталей есть система запретов, не все со всем сочетается - может быть, хорошо иметь каталог готовых устройств? Список возможных видов школы с прописанными явным образом тактико-техническими характеристиками? Более того - кажется, можно даже указать на результаты работы каждой машины. Хорошо бы иметь проекты школьных устройств прямо в таком виде: рассчитана на 2 процента населения России, обитающего в столицах; дает образование хорошего уровня, стоимость такая-то, через 20 лет применения страна изменится таким-то образом. Или: рассчитана на 60 процентов населения России, обитающего в малых городах, через 20 лет применения образованность населения снизится на 5 процентов, преступность упадет на 15 процентов. Тогда по крайней мере понятно, что и по каким причинам выбирать.

***

У людей нет модели образования. Образование мыслится в разговорах совсем в иных аспектах, оно не представлено структурно, как состоящее из деталей, как функционирующий механизм.

***

Но закономерности устройства неизвестны, доставшийся от предковой цивилизации набор почти разрушен и выпускает годные изделия уже почти случайно, а что делать - нет возможности обсудить, потому что любые мнения вне знакомства с разными устройствами бессмысленны и остаются в самом лучшем случае благими пожеланиями, а чаще - еще сильнее разрушают то, что еще работает.

***

Здесь - не столько система взглядов и мнений, сколько система дырок. Анализ дискуссий позволяет выявить логику разговоров и указать: вот тут логика сбоит, тут не доходит до конца, обрывается, тут есть темы, которых логика не касается, потому что не видит их. Система «дырок», того, о чем не говорят, характеризует общество не меньше, чем то, о чем говорят - только выявить ее труднее. И одна из самых важных «дырок» - недостаточная оформленность и проговоренность представлений о целях образования.

***

Несколько тысяч лет назад человечество изобрело очень важную технологию - отделение знаний от их носителя. Сначала это было письмо, потом произошла классическая революция Гутенберга и появилась печать. Можно сказать, что этой революцией началось Новое время. Тогда следующая эпоха начинается очередной революцией, связанной с компьютерами. Прежде всего это отделение интеллектуальной деятельности от субъекта - программирование есть прежде всего отложенная интеллектуальная деятельность. И наряду с этим возникает особенная информационная среда, в которой появляются новые культурные и социальные навыки, новое поведение.

***

С каждым новым нарядом этой древней технологии меняются средства связи, способы передачи знаний и образования молодежи, способы воспроизводства культуры. И на новом этапе надо точно понять - что имеет смысл изменять, что только кажется устаревшим, а на деле - необходимо и незаменимо.

***

Из картины мнений можно извлечь много неожиданных выводов, но меня особенно удивили следующие черты мнения людей по вопросам образования: почти полное отсутствие представлений о возможном устройстве образовательных институтов; надежды на технику и отсутствие надежд на культурные и социальные решения возникающих вопросов; согласие на наследственно закрепленное неравенство общественных отношений, возникающее из неравенства образовательных траекторий.

***

(Из другой статьи. Про исчезновение классики)
Как-то так получается, что то, о чем говорят люди, разделяется на две группы - о плохом и о новом.

школа, общество

Previous post Next post
Up