Ощущение утраченной прелести мира. Подавление эмоций.

Mar 27, 2013 21:09





Прошлый год много читала Стелажина (stelazin) и думала над проблемой границы «софта» и «харда» в человеке. (Где начинается наша «разумность»?) Над биохимией и ее социальной реализацией. Безумно интересно. Особенно прикольно бывает наблюдать, как какой-нибудь базовой, сильной, необходимой эмоции сложным разумом реально умного человека придумывается ТАКАЯ рационализация, что Достоевский нервно курит в сторонке. Интернет полон такими штуками. Ну, и на себе, видно хорошо, конечно ;) Любопытно наблюдать, как сложное «ПО» изворачивается, стараясь обойти сбои «аппаратного обеспечения».


Гнев - моя «любимая» эмоция. Вот какую энергию бы да в мирных целях, и будет нам (ладно, мне ;) ) счастье. Подавление гнева, агрессии это вам не детские игрушки. Это очень-очень глубоко в человеке зашито (агрессия, в смысле), и то, как, к примеру (сорри, это мой любимый пример в этом году, ибо гениален! См. сноску 1), персонажи Ефремова «отрабатывают» эмоции (ну, например, гнева) на текущей биологии человека ПРОСТО НЕВОЗМОЖНО вне зависимости от сколь угодно сложной социальной эволюции (или революции). У Ефремова же утверждается, что они добились этого воспитанием! Круть… Социальные процессы не способны поменять поведение человека настолько. Нужна эволюция биологическая (или евгеника). Ладно, тут даже аргументировать неинтересно. У Ефремова, кстати, в ТА господа персонажи много разглагольствуют о важности «первичных» или «непосредственных» эмоций, намекают на то, что они сумели «подняться» над ними на новый уровень контроля. Но то, что они делают, свидетельствует лишь о том, что они ушли в тупое отрицание, как эмоций, так и своего тела, по большей части. Одно их искусство чего стоит, мама дорогая… Фрейд рыдает.

Еще заметила: у Ефремовских персонажей нет гендера (социального пола) в привычном виде. Т.е. есть, но различия нивелированы (безусловно, сознательно) до полной незаметности. Т.е. мальчиков от девочек в книге можно отличить только по описанию внешности и по прямому указанию на пол. А что-то в поведении даже наоборот (чем мы привыкли видеть в социальных ролях). Женщины в ТА часто занимают более активную позицию, чем мужчины. Например, в отношениях. Межполовые отношения, кстати, вообще, блеск. Женщины Дар Ветра поделили совершенно в открытую, а его, аки барышню какую средневековую просто в известность поставили.

Сам автор стыдливо игнорирует тот факт, что сексуальность в человеке очень глубоко завязана на агрессивность, тот самый мой «любимый» гнев: все следы этого из характеров повытерты напрочь (герои как бы запрещают сами себе гневаться, и вообще, испытывать эмоции). При этом, «деградировавший» на острове Забвения математик сваливается ИМЕННО в сексуальное насилие, иллюстрируя тот факт, что у Ефремова все-таки не новый вид людей, а люди «перевоспитанные». Как это так у автора получается, что на острове Забвения такое происходит, а повсеместно (при подавлении гнева… да и, вообще, всех эмоций.. чем они там все массово занимаются) людей не глючит? Фантастика! Мне страшно представить тот каток, которым предлагается асфальтировать психику, чтобы получить на выходе людей ТА. Врет автор… психологически врет.

Размышляла я над тем, как это взрослого дяденьку так «приложило», что он такое нафантазировал. Первой моей гипотезой было, что это очередной мужчинка, воспитанный гиперзаботливой мамашей (см. Р. Гари): материнство у него прям-таки идеализируется в конце книги. Но идеи о воспитании детей у него странные для человека, выросшего хотя бы в неполной семье. Непонятно еще, кто из них с Платоном бы кого переплюнул в попытках отдать детей из семьи государству. Хотя здесь вопрос, скорее, в последовательности человека, чем в глубине его идеализма. Вторым предположением было, что он - сирота, и поэтому, с одной стороны считает взросление без семьи нормальным, а с другой - у него так болезненно прорывается тоска по матери. Смотрю ВиКи. Бинго. Ах вот оно что… не просто сирота - «сын полка» с 10 лет. А мамой, когда была рядом, был попросту заброшен.

Ефремов с его «гениальной» Туманностью - сам, похоже, отличный пример внутреннего подавления всего неугодного, не укладывавшегося в его собственный идеализм. Поэтому мир ТА такой странный и страшный - в нем полно скелетов из шкафов самого Ефремова. В нормальном творчестве такого эффекта не избежать.

Строчка, над которой я смеялась/плакала полвечера.
Веда Конг любит Х. Дар Ветер любит Веду, но зная, что она любит Х, не считает себя в праве предлагать ей что-то кроме дружбы. Дружит с ней годами, работает, потихоньку мучается. Надеется на что-то. Очень так несмело (ведь нехорошо желать несчастья или смерти хорошему человеку Х). И вот, они все узнают, что Х возвращается из далекого космического путешествия. Вот как у Ефремова описано состояние Дара Ветра на следующее утро после получения известия о возвращении Х:
Он проснулся с ощущением утраченной прелести мира.

После Ефремова меня «потянуло» на живых людей, разрешающих себе эмоции. Читался Чехов и Толстой. Блин, так можно до Достоевского докатиться… Сублиматоры, блин… творческие.
Ну, почему у людей не хватает рефлексии отрефлексировать саму рефлексию?! ;) Посмотреть, откуда у нее растут корни? Писателям это неинтересно. Литература и психотерапия несовместимы. Не будет сюжета. Зато, может, «загадочной русской душе» немного полегчает, как считаете, а?

1* Удерживать внимание и интерес читателя за счет хорошего письма, проработанных характеров и тугой интриги - требует большого таланта, и таких талантов в фантастике полно. Удерживать интерес читателя 50 лет, заставляя картонных персонажей произносить ходульные речи и совершать бестолковые действия - это уже не талант. Это истинный гений. (с) kagerou. Особенности национальной утопии.

гендер, психология, emotions, books

Previous post Next post
Up