Петергофские десанты 1941 года

Jul 14, 2010 01:36

О процессе подготовке этих десантов писалось уже неоднократно -- гораздо больше, чем о самом ходе боевых действий (сама подготовка была освещена документами, а вот по действиям десантов никакой информации в наших архивах не осталось). Поэтому не будем повторяться, укажем лишь главное:

1. Все десанты в районе Петергоф-Стрельна с 3 по 8 октября 1941 года осуществлялись в рамках попытки 42-й и 8-й армий очистить Петергофское шоссе и деблокировать Ораниенбаумский плацдарм.

2. Десанты были спланированы и осуществлены по личном у требованию командующего фронтом Г. К. Жукова, причем для их подготовки времени было практически не оставлено. То есть высадки проводились спонтанно, без разведки местности и без знания противника -- фактически наобум, авось повезет.

Беда в том, что везение, удачное стечение обстоятельств надо использовать сразу же как оно возникло, иначе никакого толку о самой расчудесной случайности не будет. Ниже мы увидим, как была упущена подобная случайность -- причем, как это обычно и бывает, на самом первом этапе операции... Больше она уже не возникала.


Первым делом определим количество высадок, время и место их проведения, а также состав сил.

Первая высадка -- 3 октября, завод «Пишмаш» в полосе 58-й пехотной дивизии.
Вторая высадка -- 5 октября, Новый Петергоф в полосе 1-й пехотной дивизии.
Третья высадка -- 5 октября (одновременно со второй), Викколово (нынешний рыбоконсервный завод в Стрельне), в полосе 1-й пехотной дивизии у ее восточной границы.
Четвертая высадка -- 6 октября, Викколово, район санатория Михайловка (официально считалась высадкой подкреплений для предыдущего десанта).
Пятая высадка -- 8 октября, у Константиновского дворца, в полосе 58-й пехотной дивизии у ее западной границы.

Сразу отметим важный факт: только наиболее известный «Петергофский десант» высаживался на подготовленном к обороне участке в непосредственной близости от расположения главных сил противника (фактически -- у переднего края). Остальные высадки осуществлялись в необороняемых тыловых районах, в «мягком подбрюшье», на стыке двух дивизий и даже корпусов -- 38-го и 50-го, который формально проходил по речке Кикенка (овраг с этой речкой автор лицезрел из окна, когда писал эти строки). На самом деле тылы корпусов перемешались, а действия против десантов зачастую велись в чужой зоне ответственности. Именно здесь, в районе «Пишмаш» -- Стрельна, имелась реальная возможность добиться хоть какого-то успеха. Более того, его даже добились -- но вот использовать не смогли...

Почему? Ответ прост: из-за отсутствия взаимодействия с наземными силами, в интересах которых высаживался десант. Реально увязан с наземными действиями 8-й армии был только Петергофский десант 5 октября -- но именно он оказался самым неудачным и в той обстановке, которая реально сложилась, шансов на успех практически не имел. Это можно было бы назвать результатом случайности (рядом с местом высадки оказался резерв 1-й пехотной дивизии) -- однако крайне неблагоразумно было бы надеяться на то, что рядом с передним краем противника не окажется ни огневых точек, ни резервов. Увязан с действиями армии (42-й) был и десант 8 октября -- однако он был последним в цепи, и меньше всего мог рассчитывать на внезапность.

Немецкие донесения, приведенные в только что вышедшей работе Ю. В. Кольцова «Петергофский десант» (Спб.: Гангут, 2010), дают нам достаточно полную картину действий и судьбы десанта, высаженного 3 октября.

Это была 6-я рота 6-й бригады моряков 42-й армии (223 человека), высаживавшаяся с лодок силами Ленинградской военно-морской базы по указанному Г. К. Жуковым принципу «перевезти роту -- и все». Приказ на организацию высадки Жуков дал 1 октября, первоначально она планировалось на 2-е, но из-за нехватки времени высадку перенесли на утро 3 октября. Лучше бы ее отнесли на 5-е или даже на 8-е...

Характерно, что число высадочных средств разные источники указывают разное. По Ю. В. Кольцову это были 16 шлюпок на буксире 4 катеров ЗиС. По А. В. Платонову -- 2 катера «Рыбинец», 9 катеров «ЗиС», 22 весельных шлюпки. Упоминаемый ниже Б. Емельянов также пишет о 14 катерах (включая сюда 3 катера МО сопровождения) и 22 шестивесельных ялах.

Катера с лодками в сопровождении трех «малых охотников» (на которых часть десанта довезли практически до берега) вышли из Гутуевского ковша Ленинградского порта в районе 2 часов ночи, в 04:10 у нефтебаков (основание дамбы Морского канала) завершил перераспределение десантников по лодкам и с 04:35 до 04:15 высадил их на берег у завода «Пишмаш» (ныне ЛЭМЗ), в 4,5 км от нефтебаков. Тем временем 6 катеров (по два МО, ЗиС и КМ) отвлекали внимание противника, стрельбой и постановкой дымовой завесы имитируя высадку у Стрельны.

Первоначальным приказом роту предполагалось высадить у будок рыбаков, обозначенных на карте. Эти будки были расположены восточнее завода, у Матисова канала, в глубине обширной, заросшей камышом бухты, добраться сюда на лодках и катерах можно было только по имевшемуся в бухте продолжению канала, хорошо заметному на аэрофотосъемке. Ныне бухта засыпана намытым с залива песком, а Матисов канал под прямым углом поворачивает на восток, соединяясь с устьем Дудергофского канала. Будки рыбаков со временем превратились в обширный яхт-клуб, который несколько лет назад был перенесен к заводу ЛЭМЗ, а на месте бывшей бухты и камышовых зарослей китайцы возводят микрорайон «Балтийская Жемчужина».




Рис. 1. Завод «Пишмаш». Немецкая фотография зимы 1941/42 года

Неясно, на каком этапе было принято решение высаживать десант не у будок, а в районе завода. Не исключено, что такой вариант подразумевался изначально, а будки рыбаков использовались лишь как ориентир на карте, наиболее близкий к фронту. Во всяком случае, «Боевая Летопись ВМФ» 1982 года местом высадки называет именно завод «Пишмаш». Не будем забывать, что десант планировал новый начальник ЛВМБ адмирал Ю. А. Пантелеев, здесь родившийся и прекрасно знавший эту местность. Пляж у завода был хорошо виден от Ленинградского порта, и особенно от дамбы Морского канала, он явно был наиболее удобным местом для высадки.

Предположение Ю. Кольцова о том, что командир высаженной роты оказался дезориентирован, считая, что высадка прошла именно у будок, выглядит весьма странным -- выходит, что командир вообще не имел карты и не смог опознать ни высокие каменные корпуса завода, за которые вел бой, ни железнодорожную ветку, вдоль которой наступал... Хотя было бы очень интересно узнать, какие же распоряжения получил лично командир роты. Это помогло бы нам лучше понять побудительные причины дальнейших его действий. Десант действовал в интересах 42-й армии и задачу ему должен был ставить ее командующий Федюнинский. В приказе штаба 42-й армии командиру 6-й бригады морской пехоты говорилось о том, что в обязанности десанта входит уничтожить штабы и матчасть артиллерии в тылу у противника, а затем выйти на западную окраину Ивановки -- куда с востока наступала 44-я стрелковая дивизия. Однако согласно допросу взятого немцами в плен офицера, десантники имели задачу выйти на Петергофское шоссе, где соединиться с наступающими частями 42-й армии и в дальнейшем двигаться в сторону Петергофа.

В любом случае высадка прошла быстро и исключительно удачно -- глубины в районе завода (автору этих строк довелось купаться здесь) позволяют легким катерам подходить близко к берегу; кроме того, возможно, для высадки использовалась эстакада полуразрушенной пристани (ее остатки сохранились до настоящего времени). Согласно отчету о высадке, противник открыл беспорядочный пулеметный огонь по воде лишь после того, как все десантники уже были на берегу. При этом высадочный отряд находился у берега еще почти полтора часа и -- до 06:10, собирая шлюпки и наблюдая за действиями десанта.

Дальнейшие подробности действий десанта восстанавливаются по немецким донесениям, собранным Ю. Кольцовым. Занимавший завод «Пишмаш» немецкий дозор (отделение саперной роты 154-го пехотного полка) и пулеметный расчет оказались застигнуты врасплох. Пулеметчики были уничтожены почти сразу, пулемет захвачен невредимым и использовался десантниками в последующем бою; немецкие саперы разбежались по камышам. После этого десант быстро выдвинулся вдоль заводской железнодорожной ветки к Петергофскому шоссе и перехватил его. Похоже, что командование 58-й пехотной дивизии узнало о высадке в своем тылу лишь после того, как около половины восьмого утра (по Москве) на шоссе было обстреляно отделение 1-й роты 158-го саперного батальона, направлявшаяся к Троице-Сергиевскому монастырю для смены стоявшего там флангового дозора. Первоначально в штабе дивизии считали, что высажено 20-30 человек, и лишь примерно к 10 часам количество высаженных было поднято до 150-200 человек.




Рис. 2. Автомобильная дорога к заводу «Пишмаш» (немецкое фото)

Итак, к 7-8 утра 3 октября десант блокировал Петергофское шоссе в районе железнодорожного переезда и занял совхоз «Пролетарский труд» (ныне Ленино). Интересно, что информация об этом появлялась в одном из источников советского времени -- в статье заместителя председателя совета Петродворцового районного музея боевой славы Б. Емельянова «Десант в бессмертие», опубликованной в районной газете «Пролетарский труд» к 40-летию событий, 3 октября 1981 года. Судя по всему, эта информация была взята автором откуда-то типа 500-го фонда ЦАМО -- Емельянов даже цитировал вечернее донесение штаба 38-го армейского корпуса (а в другом месте -- сводки 18-й армии). Фактически задача десанта была выполнена -- большего силами одной роты добиться было просто невозможно.

К 9 утра против десантников уже были направлены вся 1-я рота саперного батальона и две роты 2-го батальона 154-го пехотного полка, на участке которого произошла высадка -- то есть в общей сложности порядка 600 человек, поддержанные противотанковыми пушками. Сюда же была направлена моторизованная пехотная рота из состава 1-й пехотной дивизии (очевидно, сводное подразделение, целью которого было мобильное прикрытие побережья). Сам наряд сил говорит о том, что к высадке немцы отнеслись очень серьезно. Саперами командовал сам командир батальона, пехотинцами -- командир 2-го батальона 54-го полка обер-лейтенант Беккер.

Видимо, первой сосредоточилась саперная рота: уже в 09:10 (по Москве, 07:10 по Берлину) она, развернувшись в 400 метрах южнее шоссе по обе стороны от железнодорожной насыпи, начала наступление на занятые десантниками дома. К 10:30 рота заняла большинство домов поселка. К этому времени сюда же уже прибыли две роты 54-го полка и командир 1-го взвода 158-го истребительно-противотанкового дивизиона обер-лейтенант Шварцман как минимум с одним орудием. Еще один противотанковый взвод под командованием лейтенанта Уве находился «на правом участке» -- видимо, имелся в виду правый фланг сил, собравшихся для ликвидации десанта, то есть район трамвайного кольца у Матисова канала.




Рис. 3. Железнодорожный переезд через Петергофское шоссе у завода «Пишмаш» (немецкое фото)

В 11 утра немцы начали новую атаку. Саперная рота наступала в направлении шоссе слева от железнодорожной насыпи, 2-й батальон 154-го полка, сопровождаемый 1-м взводом 158-го противотанкового дивизиона -- справа от железной дороги. В 11:30 наступающие саперы наконец-то пробились к Петергофскому шоссе, встретив здесь остатки саперного отделения, отступившего с завода «Пишмаш». Однако пехотный батальон был остановлен перед зданием, стоявшим южнее шоссе и справа от железнодорожной насыпи -- скорее всего, это было двухэтажное каменное здание трансформаторной станции или одно из других строений, стоявших поверху приморской террасы. Перейдя насыпь железной дороги, саперы обошли здание кустами вдоль шоссе и попытались атаковать его с тыла, в ближнем бою взяв четырех пленных. Однако к 14 часам пехотный батальон все еще не мог выйти на шоссе. Саперы тоже понесли серьезные потери: в 14:15 командир саперного батальона отправил в штаб 58-й дивизии донесение с просьбой вывести из боя его 1-ю роту, «которая по сообщениям уже понесла значительные потери». В 14:40 командир 209-го пехотного полка, находившегося восточнее района высадки, по телефону просил оперативный отдел штаба дивизии связаться с авиацией и бомбить участок севернее шоссе -- судя по всему, опасаясь, что русские высадят здесь кого-то еще, либо через камыши двинутся в обход его фланга.

Получив известие о том, что смены ему не будет, решительный командир 158-го саперного батальона бросил свою роту в новое наступление. Он развернул свою роту во фронт длиной до 400 метров и двинулся к фабрике через камыши и кустарники, западнее железной дороги и параллельно ей. Сразу же правый фланг роты был обстрелян от нефтебаков, стоявших чуть северо-восточнее переезда. После этого комбат развернул роту фронтом на восток и после ожесточенного боя вышел к насыпи: «в ближнем бою были уничтожены отчаянно сопротивляющиеся в густых зарослях русские». При этом с запада по роте был открыт огонь «в спину». К 15:30 рота достигла дамбы с железнодорожной насыпью, но к этому моменту у нее кончились боеприпасы и гранаты, после чего командир батальона отдал приказ выйти из боя, подобрать раненых и убитых и к 16:30 отойти за Петергофское шоссе. При этом в роте оказалось четверо пропавших без вести, среди них командир одного из взводов лейтенант Шоер.
Таким образом, первая атака немцев севернее шоссе была отбита. Но в районе 16 часов 2-й батальон 154-го пехотного полка (возможно, получив подкрепления), начал наступление восточнее насыпи. Пообедав, в 18:30 саперная рота снова перешла Петергофское шоссе, где в ходе «прочесывания» было убито 8 русских, а также найдены русская рация, надувная лодка разбитый ручной пулемет, захваченный десантниками на заводе «Пишмаш». Всего рота захватила 6 пленных, потеряв 30 человек (8 убитыми и 22 ранеными). Потери русских командир роты оценил в 40 убитых, из которых 31 -- «подтвержденными».




Рис. 4. Линия фронта 42-й армии и действия десанта 3 октября

О действиях частей 154-го пехотного полка восточнее железнодорожной насыпи информации куда меньше. Как уже упоминалось выше, наступление здесь было начало около 16 часов. В вечернем промежуточном донесении оперативного отдела штаба 58-й дивизии штабу 50-го армейского корпуса (к сожалению, Ю. Кольцов не приводит его датировку) говорится, что контратакой 2-го батальона уничтожила противника, но при этом территория в районе фабрики все еще очищается от оставшихся частей. Наконец, суточное донесение в штаб корпуса от 23:00 (21:00 по Берлину) сообщало, что очистка территории к югу от фабрики закончена, положение восстановлено, 2-й батальон 154-го полка занял оборону берегового участка. Интересно, что при этом штаб дивизии сообщал, что в ходе высадки десанта потоплено три вражеских катера, на каждом из которых 30-35 человек, две баржи и одно торговое судно. Предыдущее (промежуточное) донесение сообщало о сопровождавшей высадку сильной артиллерийской подготовке. Это наглядно иллюстрирует степень художественного вымысла, содержащегося в немецких донесениях.

Итоговая судьба десанта, тем не менее, остается неясной. В приведенных Ю. Кольцовым донесениях штаба 58-й пехотной дивизии нет ни слова ни о потерях, ни о трофеях -- а последнее немцы сообщать очень любили, см. донесение 158-го саперного батальона. Силы десанта оцениваются в 150-200 человек. Командир саперного батальона упоминает, что часть русских отступила на восток от дамбы. Из описаний следует, что завод «Пишмаш» десантниками не оборонялся и вечером 3 октября был занят немцами практически без боя. Это говорит о том, что командир десантной роты не подумал о его обороне -- и правильно, ведь десантники имели приказ двигаться вперед и соединиться на шоссе с частями 42-й дивизии. Судя по всему, командир десантной роты погиб в ходе боя на шоссе -- с определенного момента в действиях десантников теряется хорошо заметная до того четкая организация. Еще ранним вечером 3 октября у них имелась возможность отступить на завод «Пишмаш» и организовать там сильную оборону. Для штурма каменных корпусов завода по двум дамбам через залив и топкую низину немцам бы потребовалось много времени и сил. Однако такая возможность не была проработана заранее -- а после гибели командира не нашлось никого, кто смог бы организовать сбор сбитых с шоссе остатков роты и их отступление по дамбам на завод (маневр вообще-то достаточно сложный, особенно под огнем противника). В итоге у десантников оставался только один выход -- отступать к востоку по заболоченным зарослям севернее шоссе, рассчитывая перейти фронт в районе Ивановки. Скольким из них это удалось -- мы не знаем, хотя в литературе неопределенно упоминаются вышедшие через фронт отдельные группы.

Вывод. Десант был высажен успешно, в очень удачном месте, неожиданно для противника. Рота десантников, действуя активно и осмысленно, полностью выполнила свою задачу. Однако из-за отсутствия прорыва с фронта к середине дня 3 октября оказалась блокирована превосходящими силами противника. Связи с командованием рота не имела, хотя десантники несли с собой как минимум одну рацию, причем по условиям высадки рация должна была остаться не подмоченной. По причине отсутствия заранее подготовленного плана действий на случай неудачи и из-за нарушения управления остатки роты не смогли организованно отступить на завод «Пишмаш», чтобы занять там оборону, установить связь с ЛВМБ и получить подкрепления. Вместо этого они неорганизованно отступили по зарослям на восток, частично сумев выйти к своим через линию фронта.

В упомянутой выше статье Б. Емельянова 1981 года утверждалось, что остатки десанта в количестве 70 человек отошли к берегу, укрылись в камышах, а ночью по болотистым зарослям вдоль берега вернулись в порт. Учитывая осведомленность автора в материале, эта информация заслуживает внимания. Вспомним, что немцы весьма сдержанно отчитались о потерях врага на берегу -- и, в отличие от последующих высадок, не упоминали о большом количестве пленных.

краеведение, Великая Отечественная, военная история

Previous post Next post
Up