Dec 20, 2009 14:34
Характерно, что аргументы всех сторонников либерально-рыночных реформ по-русски (сиречь в их рссийском варианте начала 90-х) являются чисто религиозными -- то есть апеллируют не к логике и проверяемым фактам, а к вере.
Основных пунктов этой веры два:
1. Советская административно-командная система была в принципе нереформируема. Почему? Да потому что 70 лет... бла-бла-бла... Пример успеха реформ в Китае отводится тем же самым аргументом -- "у них не было 70 лет коммунизма". Ничего, еще будут :-)
2. Если бы не реформы, все стало бы еще хуже . Обратим внимание: не было бы, а стало бы. Потому что существуют цифры и графики -- и смертности, и падения производства; и они показывают, что перелом тренда именно в 1992-м, то есть после начала реформ. Доказательств утверждения, что перелом этот произошел бы и без реформ, и оказался бы еще сильнее -- нет. Зачем? Достаточно веры.
Замечу, что дореформенное падение 1990-1991 годов имеет вполне логичное объяснение: происходил развал экономических связей -- многие смежники оказались на территории "самостийных государств" + местные власти, получив такую возможность, начали грести под себя все, до чего дотягивались, в ущерб общегосударственным интересам. К 1992 году этот процесс во многом достиг "дна" и падение должно было прекращаться -- но никак не усиливаться.
Иногда встречается еще и третий пункт -- народ в России был неправильный (неважно, по вине коммунистов или монгольского ига), а в ходе реформ был (или еще будет) создан некий правильный народ.
Итак, религия есть, адептов хватает. С мучениками хуже, но и они постепенно появляются. Когда ждать оформления всего этого в церковь: с храмами, богослужениями, духовной иерархией и т.д.?
политика,
на память,
история