Дивный документ

Jan 10, 2024 01:30

К предыдущей дискуссии. Прислал знакомый, из военного билета его деда.
Сам бы не увидел -- не поверил бы :-)


Read more... )

гражданская война, репрессии, документы

Leave a comment

predvaritelno January 10 2024, 01:11:32 UTC
Как-то общался с историком, делавшим в своё время на кафедре работу о горожанах в годы оккупации (1941-1943).

Рассказывал о женщине, что в ходе интервью отрицала массовость коллаборации, говорила, что из её близких знакомых никто на администрацию не работал.

А в трудовой книжке советского образца одна из записей у неё (не помню, в какой организации) того времени - имела штамп и печать со свастикой.

Такие дела.

Reply

roman_rostovcev January 10 2024, 06:28:44 UTC

Надо же было где-то работать при немцах. Горожане-то эти три года не святым же духом питались. Паёк, зарплату где-то получали? Вот, кто жил в оккупированных городах, все на немцев и работали.

Reply

nikniks2000 January 10 2024, 07:18:27 UTC

>>Надо же было где-то работать при немцах.

Причем тут немцы?

Там-же написано в Белой армии. нет?

Кстати многие в Гражданскую начинали служить в Белой армии. Больше половины частей, участвующих в 1-мировой.

У моего прадеда нет такого документа, но автобиографию его я читал.

Служить он начал в 1904 году в Российской армии, потом в Колчаковской, закончил гражданскую войну в Красной. Это не помешало потом вступить в партию.

Точно не помню как это было формулировано, но указано было. В Великую Отечественную уже был слишком стар, руководил артелью которая до войны мебель для школ делала, а в войну ящики для снарядов. Умер в конце 40-ых.

Reply

roman_rostovcev January 10 2024, 07:19:56 UTC

Это был ответ на комментарий, содержащий интересное жизненное наблюдение: "А в трудовой книжке советского образца одна из записей у неё (не помню, в какой организации) того времени - имела штамп и печать со свастикой".

Reply

nikniks2000 January 10 2024, 08:14:04 UTC

>>имела штамп и печать со свастикой

Я думаю, что во время и после войны такие книжки менялись. Но учитывая сложность замены документов в те времена, ходить они могли долго и кто-то мог и не дожить до замены.

И кстати не обязательно это означает "работу на фашистов". Несмотря на то, что после прихода Гитлера к власти отношения стали свертываться, свернулись они не одномоментно.

Была масса совместных предприятий/организаций, которые находились на территории СССР, в которых работали советские люди и для них использовался документооборот советского образца.

Свастика стала символом зла только после 22 июня 41 года.

Reply

roman_rostovcev January 10 2024, 08:16:55 UTC

Для многих регионов СССР она символом зла в 1941-м году стать не успела. Вчера была Советская власть, сегодня уже немецкая.

Reply

nikniks2000 January 10 2024, 08:30:58 UTC

>>Вчера была Советская власть, сегодня уже немецкая.

Значит стала после возвращения Советской Власти.

Однако уголовно наказуемым символом только сейчас.

Например в детстве, когда мы играли в войнушку и делились на наших и фашистов, фашистам вполне допустимо было нацепить повязку со свастикой и в ней бегать по двору и многочисленные тогда ветераны войны, на это не обращали никакого внимания. Играют дети в правильные игры.

Еще помню у нас популярны были воздушные бои деревянными самолетиками, которые вращались вокруг себя на леске и потоком воздуха крутился и трещал пропеллер.

Победой считалось срезать леску самолета противника или в крайнем случае таранить его с большим нарушением аэродинамики, чем у своей машины.

В моей самодельной боевой коллекции были не только Як-3 и Аэрокобра, но BF-109, достаточно реалистично раскрашенный акварельными красками (ну для тех, детских лет) и со свастикой на фюзеляже.

Но думаю если бы кто тогда с флагом со свастикой вышел на демонстрацию 1-мая, то имел бы очень много неприятных последствий ( ... )

Reply

roman_rostovcev January 10 2024, 08:33:07 UTC

Да, дружище, подрастает поколения, никогда не видевшее свастики:) В современных компьютерных играх Гитлер уже воюет под триколором то ли Веймарской республики, то ли ФРГ.

Reply

ext_1123762 January 10 2024, 08:38:18 UTC

Рай для особистов в 44-м )

Reply

roman_rostovcev January 10 2024, 08:40:38 UTC

Особисты, то есть сотрудники "Особых отделов" это военная контрразведка, по моему. СМЕРШ, иными словами. Фильтрацией пособников они не занимались, это скорее вотчина НКГБ.

Reply

ext_1123762 January 10 2024, 08:43:48 UTC

Ну это я так ... образно. Конечно НКГБ

Reply

roman_rostovcev January 10 2024, 08:46:25 UTC

НКГБ, конечно, выявляло полицаев и других сотрудников немецких силовых структур, но не для того, чтобы им отомстить. В первую очередь эти люди могли оказаться вражескими агентами, диверсантами или оставлены на оседание. Если слесарь сантехник после занятия города немцами продолжал ремонтировать водопроводные трубы и получать паёк в немецком ЖЭУ, к нему никаких вопросов не было.

Reply

ext_2884376 January 10 2024, 10:39:18 UTC

>  Если слесарь сантехник после занятия города немцами продолжал ремонтировать водопроводные трубы и получать паёк в немецком ЖЭУ, к нему никаких вопросов не было.

Таких людей брали на учёт.
Во-первых, потому, что они были потенциальными контактёрами с агентами, засылаемыми или оставленными на оседание.
Во-вторых, потому что они были потенциальными свидетелями всякого интересного.
А так, да, каких то последствий за просто работу на работе в оккупации - не было.

Reply

roman_rostovcev January 10 2024, 10:43:47 UTC
Согласен, дружище.

Reply

heiderp January 10 2024, 16:21:56 UTC
На учет брать особого смысла не было, поэтому если и брали, то при наличии других, более весомых, обстоятельств.

Reply

ext_2884376 January 11 2024, 06:43:27 UTC

На учёт брали для отслеживания перемещений с целью быстро найти. Например если понадобится свидетель, или появится инфа что кто-то проявившийся "из бывших" начал активно искать старых знакомых.

Reply


Leave a comment

Up