Об историках и правозащите

Feb 02, 2023 03:51

Зацепило в телеграмчике у Саши Дюкова. И сам пост, и комментарии -- особенно отмеченный...
Кому как -- но по-моему, это недостойно. И как для историка, и как человека, занимающегося правозащитой.

Но зато очень симптоматично в контексте «борьбы с совком», обострившейся в том же телеграмчике последнюю пару месяцев.





Для справки: дело Сакко и Ванцетти в свое время стало знаковым, потому что переросло рамки просто уголовного дела и даже вопроса «кто виноват?» Разбираются в нем (в первую очередь в Америке) уже сто лет, и до сих пор не разобрались.

Ясно только одно: следствие преступления не раскрыло, суд велся крайне предвзято, обвинение доказано не было -- по факту судья и присяжные вынесли вердикт только потому, что обвиняемые были итальянцами, анархистами и «большевиками». Более того, судья Вебстер Тайер еще до окончания процесса в личных беседах прямо грозился «проучить этих ублюдков-анархистов» -- а в одной из публичных речей еще до процесса (и независимо от него) заявил, что о судить о виновности надо не по делам, а по политическим убеждениям.

В свою очередь анархисты, социалисты и рабочее движение в целом приложило все усилия для доказательства предвзятости суда и невиновности обвиняемых. В результате и обвинение, и защита активно фальсифицировали улики и экспертизы. Начальник полиции Брейнтри (где произошло одно из вмененных итальянцам убийств), несколько позднее в сердцах назвал весь процесс соревнованием «кто больше всех соврет».

В итоге за нагромождением лжесвидетельств и фальсифицированных экспертиз с обеих сторон очень трудно определить истинную виновность подсудимых -- благо само дело о двух вооруженных ограблениях раскрыто не было, подробности его организации и состав банды так и остались неизвестными. В целом нынешние исследователи склоняются ко мнению, что Николо Сакко, скорее всего, был виновен -- а вот торговец рыбой Бартоломео Ванцетти точно невиновен.

Убедительно доказать виновность, повторяю, следствие и судья Вебстер Тайер не смогли. И это было очевидно всем. Поэтому по Америке и всему миру поднялась волна требований об отмене или пересмотре приговора. Петицию о помиловании подписали Эйнштейн, Бернгард Шоу и Герберт Уэллс, по слухам, с такой просьбой обращался к американским властям даже Муссолини.

Защита Сакко и Ванцетти апеллировала сначала в Верховный суд США, а затем к губернатору Массачуссется. И вот тут случилось самое страшное: Верховный суд умыл руки, прямо заявив, что «нет необходимости в назначении нового судебного разбирательства, даже если появились новые доказательства». Ну а губернатор штата Элвин Фуллер передоверил проблему специальному комитету -- который откровенно вступился за честь мундира судьи Тайера: признать, что политические убеждения излишне болтливого судьи («Нью-Йорк Таймс» назвала его «нервным маленьким человечком, ищущим внимания и совершенно невосприимчивым к этическим стандартам») повлияли на приговор по факту было равнозначно обвинению в убийстве по политическим мотивам. В итоге комиссия лишь мягко пожурила Тайера за «нарушение судебного приличия» -- но уверила публику в его честности и непредвзятости. Чем еще раз убедила в строго обратном не только "большевиков и анархистов", но и многих либеральных интеллектуалов, причем не только относительно Тайера, но и относительно всей американской судебной системы.

Дело Сакко и Ванцетти реально стало знаковым событием эпохи -- именно подняв вопросы объективности судебной власти и роли в ней сословных симпатий. Именно оно дало толчок к реформированию судебной системы США: в декабре 1927 года, всего через четыре месяца после казни двух анархистов, Судебный совет Массачусетса уже сослался на их дело как на свидетельство «серьезных недостатков в наших методах отправления правосудия» С 1939 году Верховному Суду США вменялось в обязанность рассматривать все дела о смертной казни и выносить решение о подтверждении или отмене приговора -- то, от чего он уклонился в 1927-м.

В общем, история Сакко и Ванцетти -- один из выдающихся сюжетов ХХ столетия. Ей посвящено множество (многие десятки) кинофильмов, романов, стихов, песен, музыкальных произведений (Эннио Морриконе) -- в первую очередь в Америке и в Италии. Многие авторы (к примеру, Курт Воненегут в романе «Тюремщик») вообще проводят аллюзию между казнью итальянских анархистов и распятием Христа. Более того, в Университете Сиракуз, штат Нью-Йорк, есть мозаика «Страсти Сакко и Ванцетти»". Улицы имени Сакко и Ванцетти есть не только у нас, но и в Италии.

Это лишь у нас двух анархистов помнят в основном из-за улиц (ну и из-за фильма Джулиано Монтальдо с музыкой Морриконе). А в Америке они до сих пор являются весьма знаковыми фигурами, символизирующими несправедливость и мученичество.

Подведем итог:
-- Говорить «казнили справедливо» про жертву неправого суда, в т.ч. жертву явно невиновную -- позорно. И для историка, и для правозащитника.
-- Не знать мировой культуры -- в каком-то смысле еще более позорно.
-- Поселок Сакко и Ванцетти на карте Донбасса -- более чем уместен. С учетом всех ассоциаций, которые вызывают события на Украине, начиная с 2014 года.

куншткамера, личное, история

Previous post Next post
Up