Из биографии маршала авиации Гарольда Джона Магуайра

Jan 25, 2021 04:39

http://www.bbm.org.uk/airmen/as-Maguire.htm

"В пятницу 13 февраля Магуайр привел семь "Харрикейнов" на аэродром P-1 в Палембанге, Суматра... Вскоре после этого [утром 14-го] P-1 был отрезан и окружен японскими парашютистами, и Магуайр взял на себя его наземную оборону. С самолетов снимались пулеметы Browning, а зенитные орудия Bofors были опущены так, чтобы вести огонь по наземным целям. Несмотря на это, Магуайр обнаружил, что у него всего 20 человек, мало еды и воды, а также не хватает боеприпасов, чтобы противостоять наступающим японцам.
...
Затем ему сказали, что прибыли голландские войска для усиления его гарнизона. Он направился к главным воротам, чтобы приветствовать их, но обнаружил, что подкрепление на деле представляет собой вражеских парашютистов.

Тогда Магуайр прибегнул к блефу. Оставив оружие, он целенаправленно подошел к ближайшему японскому солдату и потребовал встречи с его командиром. Когда его доставили к командиру, Магуайр сообщил ему, что превосходит его в численности, и посоветовал ему сдаться.

Однако японский офицер, который говорил по-английски, ответил обещанием не трогать Магуайра и его людей, если они покинут свои позиции. Под предлогом консультации с несуществующим начальником, Магуайр вернулся на аэродром и организовал уничтожение всех оставшихся самолетов и оборудования."



Для справки: Магуайр командовал 226-м авиакрылом и формально ему подчинялся весь авиаперсонал аэродрома: около 500 человек, включая техников и обслугу -- правда, далеко не все они были при оружии.

Кроме того, здесь находилось 110 голландских и 75 британских солдат, а также 150 артиллеристов из 6-го тяжелого зенитно-артиллерийского полка (три батареи, шесть 94-мм орудий, а также 12 или 16 "бофорсов"). Японских парашютистов было -- трам-тарарам! -- 240 человек. Причем приземлились они в стороне от аэродрома, некоторое время собирались по джунглям и лишь потом начали атаку.

В общем, после утренней паники и знатного бардака во второй половине дня командиру зенитчиков майору Моксону и командиру голландцев лейтенанту Виссеру удалось наладить взаимодействие, организовать заградотряд (из голландцев), собрать разбегающихся и обеспечить оборону летного поля и позиций зенитной артиллерии (как минимум один "бофорс" японцы захватили, остальные у них отбили). К вечеру из Палембанга подошла усиленная голландская рота капитана Схеффера (1-я рота 10-го батальона KNIL) и расчистила дорогу в город, парашютисты оказались блокированы в захваченных ранее административных зданиях аэродрома. Атаку в темноте решили не начинать, добивание японцев наметили на следующее утро.

Но тут внезапно Магуайр (который в координации обороны ни разу не участвовал, ни с кем не связывался, никаких приказов не получал) отдает распоряжение своим летчикам -- улетать на новый аэродром Палембанг-2, неисправные самолеты уничтожать, горючее сжигать. Взлет самолетов, взрывы, огромный пожар были восприняты остальными войсками совершенно однозначно -- в общем, к рассвету аэродром был оставлен...

С Палембанга-2 Магуайр эвакуировался на Яву, там попал в плен и остаток войны провел в японском лагере. В 1946-м за пребывание в лагере был награжден был награжден Орденом за выдающиеся заслуги (DSO). Напомню: по статуту этот орден дается за подвиг под огнем на поле боя, в Первую мировую у боевых офицеров вызывало возмущение даже награждение им штабных работников.

После войны Магуайр сделал блестящую штабную карьеру, стал кавалером ордена Британской империи и рыцарем ордена Бани, дослужился до маршала авиации. Подробности оставления Палембанга-1 в британской литературе до последнего времени тщательно обходились -- да и сейчас во многих работах даются так, как приведено выше. Причем Магуайр часто подается как командующий всеми британскими ВВС в районе -- хотя командовал ими на Суматре глава 225-й бомбардировочной группы коммодор авиации Генри Хантер со штабом в Палембанге. Он действовавший гораздо адекватнее (пусть и не без косяков), но после войны карьеры не сделал...

В общем -- в последнее время "британские генералы" у меня все больше ассоциируются с "британскими учеными". Хотя, конечно, это не всегда справедливо. Зато по сравнению с Британией первых лет войны наше лето 1941-го начинает выглядеть как эталон порядка, организованности и стойкости...

военная история, авиация, ВМВ

Previous post Next post
Up