Как выиграть все морские бои, но проиграть войну на море

Jun 17, 2020 16:30

А очень просто. Наглядный пример -- Война Судного дня, октябрь 1973 года.

За блестящими успехами израильских ракетных катеров при Латакии и Дамиетте как-то уходит главное: основная задача флота -- владением морем. То есть блокада побережья противника и прекращение его торговли по морю.

На Красном море египтяне вполне успешно блокировали Баб-эль-Мандебский пролив. Поставки нефти из Ирана в Эйлат прекратились, танкеры пришлось гнать вокруг Африки с очень большой задержкой. При этом основной израильский нефтяной терминал находился именно в Эйлате.

На Средиземном море эффект блокады был меньше -- но все-таки ощутим. После того, как Египет объявил о развертывании своих подводных лодок у берегов Израиля, иностранные судовладельцы стали отказываться от рейсов в Израиль, товары пришлось перегружать в портах Греции на израильские суда. А своего тоннажа у Израиля не хватало, вдобавок часть моряков на его судах оказалась и иностранцами. На шедшем из Карибского моря танкере «Микель» иностранная команда взбунтовалась и отказалась двигаться дальше, в итоге танкер пришлось оставить в Неаполе.

В свою очередь египетские торговые порты (Александрию и Мерса-Матрух) Израиль блокировать и не пытался, а далеко в море его ракетные катера, как выяснилось ходить на могли из-за низкой мореходности и плохой навигационной подготовки моряков (за две недели войны из 13 ракетных катаров два умудрились выскочить на мель). Обстрел сирийского нефтяного терминала в Баниасе в ночь на 11 октября оказался успешным -- но тут внезапно выяснилось, что принадлежал он американцам, и дальнейшие обстрелы были запрещены...

В итоге единственным средством блокады Сирии оказалось вполне сознательная (давайте говорить откровенно) стрельба ракетами по иностранным гражданским судам, стоявшим в сирийских портах. С расчетом, что зарубежные друзья прикроют и оправдают. Потоплено три судна с гражданским грузом -- японское, греческое и советское. После этого в Латакии и Тартусе были размещены советские боевые корабли и дальнейшие атаки с моря стали невозможным (с воздуха они продолжались еще некоторое время).

Советские суда с военным снаряжением начали прибывать в Египет с 10 октября, в Сирию -- с 14-го. После этого о блокаде уже не могло быть и речи. Кстати, первые американские суда с военными грузами прибыли в Израиль только после 20 октября, фактически с началом перемирия. До этого техника доставлялась в основном по воздуху.

P.S. Израиль добился действительно выдающихся успехов в создании средств РЭБ, в первую очередь ракет для постановки помех «Авшалом» и «Амнон». А вот ПКР «Габриэль» была откровенно слабой, противокатерной, с малой дальностью стрельбы и маломощным зарядом. В результате для потопления 500-тонного тральщика не хватало даже пары ракет, а против крупных кораблей они были бессильны.

Выше мы убедились, что в современных условиях осуществлять эффективную блокаду малыми кораблями весьма затруднительно -- а бороться с дальней блокадой они не в состоянии. То есть для борьбы за море требуются большие корабли и большие ракеты... ну или большие союзники.

P.P.S.: Жду возражений и поправок :-)

политика, флот

Previous post Next post
Up