От того, что в кузнице не было гвоздя...

Apr 20, 2017 13:42

Тут очередной раз возникла дискуссия о причинах Февральской революции. Распространенная среди адептов РКМП версия: все произошло случайно -- хлеб вовремя в столицу не подвезли, а этим взяли и воспользовались провокаторы. А в целом -- Россия в годы войны только крепла, ее промышленность, несмотря на отдельные трудности, становилась мощнее и сильнее ( Read more... )

РКМП, история, статистика

Leave a comment

Comments 85

arkthur_kl April 20 2017, 10:48:18 UTC
Что такое "РКМП"?
А по сути вопроса, меня вот что удивляет. Мировой затяжной кризис. Жуткая война. Революции происходят сразу в нескольких странах, притом не только не самых передовых Австро-Венгрии или Турецкой империи, но и в Германии, которая на начало 20го века опережала по темпам развития даже Британскую империю. То есть, по сути, в самой "передовой" стране мира. А сама Британия и Франция были очень и очень не застрахованы, одно восстание в Ирландии чего стоило.

Какое тут "случайно"?

Reply

pascendi April 20 2017, 10:59:25 UTC
Россия, Которую Мы Потеряли :-)

Reply


pascendi April 20 2017, 10:59:10 UTC
Еще интересно, как при таком увеличении интенсивности перевозок обстояли дела с рельсовым путём. Это же дополнительный износ дорожного строения и рельсов, увеличенная потребность в ремонте -- то есть тоже материальные ресурсы и кадры.
Какие-то данные на этот счет имеются?

Reply

uldorthecursed April 20 2017, 12:05:57 UTC
Увы, нет... :-(

Reply

dargot April 20 2017, 12:54:31 UTC
Приветствую!

Да, интересный вопрос. Плюс проблема железнодорожной инфраструктуры шире - есть же еще и станционное хозяйство - стрелки там всякие, водоразборные колонки и т.п.

С уважением, Dargot.

Reply

uldorthecursed April 20 2017, 13:52:05 UTC
Хотя... Сидоров пишет, что по требованию Военного ведомства производство ж/д рельс было сокращено на 50% -- из-за нехватки метала на производство снарядов.

ИМХО, это вот и есть белый пушной зверек: в России внезапно кончилось железо...

Reply


d_clarence April 20 2017, 11:00:02 UTC
Надо учесть, что большая часть зерна ехала в Мурманск - в приоритете было выполнение хлебных поставок по обязательствам перед союзниками. Т.е. людям в городах это тоже неслабо мозг выносило - хлеб привозят, но не им.
Плюсом беда была с мукомолами

Reply

midnike April 21 2017, 01:00:23 UTC
Про Мурманск во времена ПМВ -- особенно порадовало. Вы, вероятно, имели в виду всё же не Романов-на-Мурмане (до которого железку дотянули лишь в конце 1916 г), а Архангельск? :)

Reply

d_clarence April 21 2017, 04:20:21 UTC
Да, это я ляпнул. Архангельск конечно

Reply


kirillkrm April 20 2017, 11:02:58 UTC
Познавательно

Reply


vikond65 April 20 2017, 11:10:01 UTC
Вот тут господин в комментах на голубом глазу заявляет, что никаких серьезных проблем на транспорте в начале 1917 года не было. А были лишь "некоторые сложности", но в целом дела обстояли даже лучше, чем в 1915 году. :)
http://jim-garrison.livejournal.com/922717.html

Reply

uldorthecursed April 20 2017, 11:59:19 UTC
Странный товарищ...

Для него сокращение числа паровозов на 20% в год при росте перевозок -- мало, и не на что серьезно не влияет. Головин пишет, что фронт регулярно недополучал 25 % поставок -- "он врет, докажите это другими цифрами!"

Даже из имеющейся статистики видно, что сокращение числа паровозов нарастает, и что уже в начале 1917-го ситуация была СИЛЬНО хуже, чем в среднем по больнице за 1916-й -- но он это понимать отказывается.

Впрочем, тут он лишь демонстрирует главную проблему восприятия: люди плохо осознают, что любой системный кризис развивается быстро, и для стороннего наблюдателя -- неожиданно. "Ну ведь еще позавчера все было почти нормально, вчера имелись лишь отдельные проблемы -- почему же сегодня все внезапно рухнуло? Это заговор!"

Ну и главное: транспорт и логистика в целом -- наиболее уязвимая часть любой системы. В данном случае особенно важно, что необходимые темпы развития транспорта были впрямую завязаны на существующую образовательную систему. Перефразируя Бисмарка: "Войну проиграл русский земский учитель".

Reply

vikond65 April 20 2017, 12:22:53 UTC
Просто это в очередной раз подтверждает древнюю истину: человек (даже, вроде бы, неглупый) зачастую доверяет лишь тем цифрам и доводам, которые ему нравятся и полностью совпадают с его картиной мира. :)

Reply

jim_garrison April 20 2017, 13:24:51 UTC
Давайте я объясню, как это делается.

Вам лично нравится некая точка зрения и обосновывающие ее данные, в кругу друзей-соратников ее принимают на ура.

Но когда вы ничего не можете аргументированно возразить тем, кто вашу точку зрения не разделяет, то данных у вас на самом деле нет. У вас не было и нет данных по количеству, типам и состоянию паровозов, не было и нет данных по подвозу и т.д., но зато у вас появился собеседник, который готов поддержать позицию - и вы на коне.

Reply


Leave a comment

Up